Форум настоящих друзей-это победа разума над тщеславием

Объявление

Внимание Уважаемые пользователи Наш форум переехал на новое место жительства Пароли у всех сменились потому просто запросите новый пароль на на Новом форуме Сам форум http://www.beatrisa.ru/ Восстановление пароля http://www.beatrisa.ru/index.php?act=Reg&CODE=10 Если пароль проходить не будет обращайтесь в ЛС к администратору Волку

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



«О шансоне и не только…»

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

«О шансоне и не только…»
Недавно на одном из сайтов довелось читать чванливое фырканье завзятых критиканов по поводу новых дисков, в том числе и Александра Дюмина «Стужа-зима», договорились аж до того, что Дюмин и не блат уже даже. Ну, друзья, порадовали, если это не блат, то, что же это?! И что такое блат вообще???
Кстати, о термине блат» и «шансон», как-то закинул удочку в бездну инета, чтобы порыбачить, что это за зверь такой «шансон» и с чем его сегодня едят?! Толком никто ничего не ответил, но мысль одна разумная мелькнула: блат – и шансон почти неотличимы, как братья, только блат – как бы старший, соответственно, что шансон - младший. Мысль интересная, ведь лет еще двадцать-тридцать назад с жанром все было относительно просто: блат, цыгане и эмигранты, далее – эстрада везде. Рок и альтернативу в расчет не беру, но и им я как-нибудь тоже место уделю. Раньше блатная песня определялась просто и по трем вещам: исполнителю, репертуару и внутреннему отношению слушателя (сюда же можно отнести и отношение властей к первым двум предметам). Блатная песня могла быть лирической и мягкой, как тот же Александр Галич с его «Облаками» или Юрий Никулин с песней «Постой, паровоз». Леонид Утесов «С одесского кичмана» - вещь почти комически-сатирическая, на первый взгляд, даже политико-атеистическая – на второй. С другой стороны – в устах Дины Верни «Паровоз» уже надрывная трагедия, хоть, как мне кажется, слишком переигранная в некоторых местах.

0

2

А вот уж как с середины 1980-х годов все пошло – поехало, так и жанр кончился в том чистом и первозданном виде, о котором так любят поговорить эстеты и коллекционеры. Большинству народа как-то оно вообще по барабану, народ меряет своей ложкой: нравится – не нравится и голосует рублем. Кто виноват, что жанр пошел – поехал в разные стороны?! Судить будем всех?! Может, виноват Александр Новиков, который слил блатную песню и рок? Или виновен Слава Медяник, которому приписывают смешение блата и диско? Или, может быть, Владимир Асмолов, который попсу синтезаторную в жанр притащил? Кого во двор выводить будем, дорогие друзья?! Знаю, что вот расстрельную команду собирать не надо, там уже очередь.
А еще меня умиляют приблатованные шансонье, которые говорят о своей приверженности и соблюдению босяцкой песни, но при этом почем зря хают (за глаза, разумеется) коллег по цеху. Они же поносят на чем свет стоит и радио «Шансон», мол, там только «поп-сон» и, если бы не любовь к несчастному слушателю, отказались бы от этих эфиров. Первое – никто от эфиров не откажется. Второе – мало того, всеми правдами и неправдами, все шансонье стараются туда попасть. Приносят и присылают свои диски, передают через знакомых, с любой оказией. Так что, если услышите от какого-то «гения» шансона, что ему не нужны эфиры на радио и телевидении – посмейтесь ему откровенно в лицо.

Почему изменился жанр за последние годы? Как мне кажется, одна из причин – его коммерциализация, не в том смысле, что издатель свои правила устанавливает, что и как записать и какой вид предать песне, чтобы ее и на радиостанцию загнать и чтобы диск хорошо разошелся. Нет, не это главное. Если начать от печки: сперва в жанре (эмигрантов пока в расчет не берем) были гитара, фоно и ударники, кое-где играл аккордеон и это уже была супер-аранжировка, просто невероятное, в своем богатстве звучания, сопровождение. Но время идет, прогресс не стоит на месте и году в 1972-73 на свет появилась и разошлась по миру запись известная, как концерт «Магаданцев». Там были и ударные, и бас-гитары, и синтезаторы – это был большой прогресс, что уж тут лукавить. Да, чуть раньше в такой же почти стилистике работал и Алик Берисон, но… ушел из жизни очень рано и увидеть развитие его творчества не получилось. Хотя его первые записи как раз были очень скромны и лаконичны – под баян. Во всяком случае пока история до нас донесла именно так. Не будем отрицать, его считают одним из основоположников стереофонической записи в тогдашнем СССР. Напомню, что это самый конец 1960-х и первые годы 1970-х, где-то 1971-72…. Это были Одесса и Магадан – места скажем так, отдаленные, в смысле, что друг от друга, но мысль шла в одном направлении.
К тому времени умельцы из славного города Ленинграда за изготовление самопальных виниловых (!!!) пластинок (Станислав Филон, Руслан Богословский и Борис Тайгин) успели отсидеть и даже не по одному сроку. Активную свою деятельность трудовую начал Филон аж в 1946 году, потому к нему присоединились остальные и все это продолжалось с перерывами аж до 1963 года. Потом произошла смена поколений – на сцене «делового и коммерческого» Олимпа звукозаписи появились другие люди: Рудольф Фукс, Сергей Маклаков, Владимир Тихомиров, Дмитрий Калятин (этому тоже слава звукорежиссера и «великого косаря» спать спокойна не давала). И появился человек, на котором все они сделали свою копейку и длинный рубль – Аркадий Северный. Но это совсем другая песня.
1970-е годы стали очень разными в плане звукозаписи, буквально за пару лет (от 1974 к 1977-79) от примитивных записей на микрофоны все перешли (или хотя бы попытались перейти) к почти поканальному звуку. Появились примитивные микшерские пульты, стали вкладывать деньги в профессиональную технику. И, что греха таить, когда поняли, то это выгодно – писали блатных певцов на студиях той же фирмы «Мелодия» (подпольно, разумеется). Боку писали в Армении, каких-то шансонье писали даже (есть такие слухи и воспоминания) – в Москве и Питере.
Году в 1980-м так или иначе наступает определенная пауза, может это вызвано тем, что не стало личностей (Высоцкого и Северного) и в стране несколько подкрутили гайки, может… тогда же (точнее, буквально через лет пять) появилось очень много качественных записей певцов-эмигрантов и они заполнили нишу шансона (Шуфутинский, Гулько, Успенская, Димант, Шульман). А чуть раньше, в 1984 году, вспыхивает звезда Александра Новикова, за что он и поплатился довольно жестоко (десять лет трудовых лагерей, из которых пять – реально отсидел). Но это был действительно взрыв, после Новикова в тогдашнем СССР и за рубежом начался просто вал записей, которые хлынули на слушателя.
Сделаю отступление – как-то больше везло рокерам, повезло условно, потому как их тоже притесняли, в психушки отправляли и вообще мешали жить, но тут есть некое оправдание и объяснение. Рок всегда был несколько политизирован, за ним присматривали, наверное, чуть больше ГБшники и чуть меньше милиция. Там было больше профессиональных музыкантов, работали они легально и поэтому им чаще удавалось записываться по вечерам и ночам в ДК, Домах пионеров, на официальных студиях. Блатная-то песня – все по-простому – актовые залы институтов гриппа и так далее, квартиры, очень редко – рестораны. И потом, с блатной песней, как с любимой дочерью в семье, где есть мачеха, отец кровинушку свою любит, но показать стесняется.

0

3

Когда начинают говорить, что старая блатная песня умерла или стала не такой…. Наверное, это так, так и должно было случиться, все течет и все меняется. Даже за последние двадцать лет так многое изменилось – мысли, чувства, ритм жизни, рассыпались империи и связи. Сказать честно, меня раньше слово «коллекционер» то ли смешило, то ли коробило, но потом я понял, что между простым слушателем (пусть он на меня не обижается) и коллекционером есть разница. Существенная или не очень – вопрос другой. Обыватель покупает что-то время от времени и чаще либо любимого певца, либо то, что ему подсказали или он где-то по радио или у знакомых услышал, а коллекционер…. Коллекционер – он ретроград, годами слушает одни и те же записи, сам их реставрирует, не кидается в магазинах скупать полполки новинок. Кто-то любит Аркадия Северного и Владимира Шандрикова, кто-то – только Владимира Сорокина слушает или одесситов, которых записывали Стас Ерусланов и Влад Коцышевский. Кто-то это все на дух не переносит и слушает только…. Долго можно так перечислять, кто чего слушает и любит, это свой круг, со своими писанными и неписанными правилами. Туда не очень пускают, но если уж ты туда зашел, то затягивает глубоко и на всю жизнь. Говорить такому человеку, что жанр меняется – бесполезно, он его все равно будет ругать его, хотя через пару лет что-то из новенького послушает с большим удовольствием.
Как мне думается, блатная песня не умерла и не умрет, она есть и будет, как раз вот по таким определениям – по содержанию, стилю написания и исполнения, месту исполнения и…. можно еще придумать. Наглядных пример живучести жанра – масса, умышленно не буду перечислять имена, в конце концов, каждый их в состоянии назвать и сам. Одни продолжают традиции отцов-основателей жанра, другие – ищут свои формы и рифмы. Тут, наверное, главное, чтобы рифмы были не слишком примитивные и заезженные, и подача была в рамках жанра. И, уж если хотите работать в жанре шансона, то будьте добры соблюдать некоторые законы той жизни, о которой пишете и поете. Нет, не по понятиям жить и блатовать, как некоторые дешевые припосованные «шансонье», но отчетливо понимать, с каким огнем вы играете. Ведь тут, как в разминировании, нельзя ошибаться. Сложно?! Да, а кто обещал, что легок будет.
PS Не ищите потаенного смысла в этих записках. Это так, размышления о жанре.
Михаил Дюков, 2008 г.

0

4

Виктор Иванов: Любая клетка, даже если она золотая – все равно это клетка Судьба гнула-гнула – не согнула», так написали как-то про него в одном официальном материале, чтобы деликатно обойти тему его судимости. Но сам Виктор Иванов этого факта своей биографии вовсе не стесняется. Что было, то было – как говорится, из песни слов не выкинешь.
«Что я сидел – так я этого не стыжусь, ведь в какой стране мы живём… Да и времена были тяжёлые – 90-е годы, молодые, после армии, глупые. Обычно не принято так говорить, но о себе скажу: на мне исправительная система сработала. Исправила. Взгляды абсолютно другие стали. Ценности другие стали, – честно признается сам Виктор Иванов, теперь уже автор и исполнитель своих песен, восходящая звезда русского шансона.

Разбойник с гитарой

- С музыкой у меня вся жизнь была, гитара всегда рядом была, лет с 13 наверное… Я самоучка – и ноты сам учил, и сольфеджио сам учил часами играл – боксом занимался, дрался, на гитаре играл, в 15 лет никто не давал мои 15 лет, я намного старше выглядел, лет на 20. Девки у меня были самые лучшие в городе. Я рано повзрослел. В 17 лет мы с пацанчиком там уже представляли интересы района, вдвоём. В своем городе, в Лениградской области, в Приозерске... Бригада за районом там, потом армия, стройбат. Ведь у меня судимость была условная – тогда строго было, даже за кражу велосипеда три года давали… Интересно с армией вышло – всех пацанов призывают, а меня - нет. Сам пошел в военкомат, поинтересовался. А там мое личное дело достают – опаньки, черная метка, судимость. Сразу меня в ВСО приписали. Я еще долго гадал, что это за войска такие, что за спецназ – я же тогда спортом занимался, боксом. Как только не пытался расшифровать! А оказалось – стройбат… Средний Урал, Верхняя Салда, городишко такой небольшой, там служил два года. Куда у нас еще судимых на срочную службу призывали? Тоже среди блатных служил, потом «гражданка» - немного, буквально, три года, и потом тюрьма. Разбой. Часть 2, 3, все пункты – г, д, ж, е. и организатор, был, и в общем… Еще нормально, мне 9 лет дали. Прокурор просил вообще 12. Но то, что я песни пел, ушел на три года раньше, считай. Чуть меньше – отсидел 6 лет и 2 месяца и ушел. Выходит, что 2 года и 10 месяцев мне подарили. Женат был, жена меня ждала 5 лет. Теперь снова женился, вторая жена дождалась, только в 2002 году освободился, говорит – давай ребенка. Дочке уже 5 лет. Под салют родилась, на 300-летие города, в 10 часов вечера…
Раньше, у Виктора Иванова, когда он занимался самостоятельно на гитаре, никогда мысли не возникало заняться творчеством уже профессионально. Мысли не возникало, до счастливой встречи его со звездой русского шансона - Виктором Ночным. Эта встреча перевернула все, и определила дальнейшую творческую судьбу Виктора Иванова, теперь вспоминающего про то, как все случилось, даже с какой-то легкой ностальгией:
- Скажу честно, Виктор Ночной буквально меня в зоне откопал, когда приезжал с концертом… Причём, так забавно получилось – приехали Большеохтинский, Яковлев, еще кто-то – сейчас уже не помню… Ну я за кулисами, пока там в игровой комнате ребята в бильярд играли, пока аппаратуру перед концертом настраивали, приходит один и говорит Ночному – Витька, пойдем – там, говорит, мужик такие песни поет, - Спускаюсь, а там у меня, короче, где квартира была в клубе, знакомый мой пробрался, Володя такой, сибиряк, здоровый мужик, и мои песни поёт. Он по моему разрешению приходил и с моего песенника играл, они ему нравились. И вот, я захожу следом за ними, смотрю – он там. Ко мне, получается, пришли. И меня спрашивают – твои песни? Я говорю, да, мои. А можешь спеть? Я там – гитару взял, бам-бам, короче, спел…

Весна

Ну вот, весна дошла до нашей зоны,
И солнце греет лица и тела.
Под стук шагов отрядов монотонный
Я снова сердцем чувствую тебя.

И вдоль «локалки» я хожу-брожу,
Без шапки в серой телогрейке.
В себе ищу чего-то и не нахожу,
И маюсь как уставший тигр в клетке.

Я оправданья не ищу и не прошу,
Мне жалости и милости не надо.
Виновен. Горько. Что ж, я это признаю,
Но кровоточит память стреляная рана.

У вас там мир веселый и цветной,
И нежная моя идет среди прохожих.
Сегодня я особенно какой-то злой,
И на душе тоска краюху гложет.

Но я люблю, когда в ладошке тает снег,
Как мой Котенок тает меня обнимая,
«Я счастья с ней хочу на долгий век», -
Душа мне шепчет от тоски немая.

0

5

Золотая клетка

- В зоне я жил относительно неплохо, была всегда возможность песни писать и петь. Но ведь любая клетка, даже если она золотая – все равно это клетка, а в ней ты себе не принадлежишь, - делится жизненными наблюдениями Виктор. – Особенно остро я это почувствовал, когда у меня там далеко, на воле, отец помер, а я его даже и в последний путь проводить не смог. Пытался отпроситься у начальника – а он говорит, да ты что – ты же сидишь за разбой, какое там, на похороны к отцу съездить. Кстати, ни он, пока жив был, ни мать, меня никогда ни единым словом не попрекнули за то, что я натворил и за что меня посадили. Вот так вот…
У Виктора Иванова даже песня есть про это трагическое событие в его жизни, она так и называется - «На смерть отца»

Перед глазами строчки: «Умер папа».
Смотреть, смотрю, но сердцу не поверить,
И душит горло безжалостная лапа,
Повадилась судьба мое терпенье мерить.

Затихли звуки, мент притих,
А мне теперь уж не до них.
Ушел отец, отца не стало.
Дышать хочу, мне мира мало

Просил начальника, «Пусти,
Дай бате в ноги поклониться,
Сказать последнее «прости»,
По-человечески проститься…

Припев:
Прости сто тысяч раз
За боль и седину,
За одинокий, тихий плач
В безлюдную ночную мглу

Отец, прости меня за срок,
За 9 долгих, нудных лет.
Их дали мне с запасом впрок,
А ты не вынес их запрет.

К щеке колючей и родной
Прижаться на прощание не дали.
Сидишь, сказали, за разбой.
Последнее «прости» отняли.

Упала ночь увесисто на грудь,
Слеза скатилась и пропала.
И до утра мне не уснуть,
Отца, вы слышите, не стало.

Твое лицо слегка небрито,
Перед глазами как укор.
Рубаха старая на рукаве зашита,
Прости, отец, за долгий спор.

А ведь, когда Виктор после армии вернулся в 1991 году – везде жизнь была уже другая, другая страна. Все бросились деньги зарабатывать. Ну а он и его друзья, «молодые да борзые», и всем денег тоже хочется, нормальной жизни, как тогда казалось. Самый быстрый путь – криминал. Быстрый, но и рисковый. Сам Виктор признается:
- Были деньги, по тем временам даже очень немаленькие – но, деньги эти, дурные и шальные, ничего не держалось, впрок не шло. На «Мазде-323» тогда по Питеру гонял, молодой еще совсем пацанчик, когда не все могли себе и Жигули купить… Понтовались, конечно, друг перед другом, кто за раз больше денег истратить, практически выкинуть на ветер, может. Но своим родителям, конечно же, помогал – а они-то думали, что я бизнесом занимаюсь, когда я им все целыми коробками привозил… Только на суде узнали, откуда, на самом деле, все это было у меня и чем я на самом деле занимался. Вот так, три года – с 1991 до 1994, когда меня посадили… А когда вышел и работать стал, так на воле уже у меня много всяких машин перебывало – и «Мерседесы», и «Рено», и «Опели» всякие… А сейчас вот, езжу на Волге. Не то, чтобы от безденежья, я ее себе купил – на самом деле неплохая машина, по мне так оптимальная по соотношению цена-качество. Там ведь все что нужно есть, кроме кондиционера.

0

6

Творческая воля

Уже выйдя на волю, Виктору срочно пришлось думать и решать, как жить дальше. Не «раскрутившись», нечего и надеяться всерьез, что творчество сразу будет приносить доход вполне достаточный, чтобы нормально прокормить семью. Криминал он для себя тоже как вариант уже не рассматривал в принципе. Как сказал про Виктора один его друг, со схожей судьбой, «И Витя пошел просто тупо зарабатывать деньги». Ну, не совсем уж конечно и тупо, на самом деле. Учитывая весь свой предыдущий жизненный опыт, и, не секрет ни для кого, некоторые связи в определенных кругах, он стал работать в фирме, занимающейся вопросами безопасности. А кто лучше человека, имеющего практический криминальный опыт, может лучше разбираться в этих вопросах? И кто сказал, что творческий человек обязательно должен работать только, например, дворником или кочегаром? Хорошая зарплата дает все-таки больше свободы для творчества. Как Виктор сам рассказал, не может он себя заставить гнать песни как на конвейере, да и не хочет.
- Слышу когда по радио, даже и на том же самом Шансоне – автор вроде бы неплохой песню свою поет, знаменитый… Но мне его становится жалко. Почему? Да потому что, человек уже повязал себя по рукам и ногам контрактами. Он уже себе не принадлежит, потому как продал все, что еще не написал. То есть все, что в ближайшие лет 50 только напишет. И мучает себя, мыслей творческих нет, сказать-то ему нечего, а надо бабки отрабатывать. Или, вот как тот мальчик, что на базаре укропом торговал, а в него бабок вложили, купили ему песни для репертуара, раскрутили – теперь он звезда. Но сам себе он тоже не принадлежит. Он сам себя на воле в тюрьму загнал. А я так не могу – я все же вольный человек. И, даст Бог, ни в такую вот тюрьму не попаду, ни в настоящую больше не вернусь. Я пишу песни, когда мне пишется – произошло что-то в жизни, что-то увидел и меня удивило, с человеком интересным познакомился – да мало ли что еще… И вот уже строчки сами собой в голове складываются. А так, чтобы из себя против воли что-то выдавливать – нет уж, это все не для меня.

Проходят дни

Проходят дни печальных лет, не торопясь, мучительно и больно
Разлукою черкает след, и так, чтоб краешком я видел волю.
Не сосчитать моих молитв, что по ночам рождались бесконечно.
Как грешно был свободный мир красив, когда забрали, кажется, навечно.
Припев:
А дождь такой же теплый,
Бьет по асфальту бусинками слез,
И я такой же мокрый,
Лишь ты меня как прежде ждешь

И сколько ж будет этот мир меня держать в своих объятьях,
Когда закончится печали пир, железа холод на запястьях?
Я в памяти своей держу ту жизнь, давно что за забором,
Чтоб не забыть, чего хочу, вернуться чтоб к родному дому.

Припев

Я в дом родительский войду и упаду на мягкие постели.
Я столько ждал, теперь посплю: меня хранят здесь даже стены…

0

7

Православный и без наколок

- У меня нет ни одной татуировки, ни зоновской, ни блатной – вообще никакой. Не хотел себе делать. Там где я сидел, в зоне было как – хочешь, делай, не хочешь – нет. Каждый сам для себя решал, надо ему это или нет. Я вот не хотел. Да и у друзей моих – приятелей, с кем там вместе был, с кем до сих пор общаемся, тоже татуировки, если только, армейские у кого остались, из ВДВ.
И действительно, по крайней мере, на руках у Виктора не видно ни одной наколки – перстня там, или еще какой-нибудь блатной атрибутики, что очень часто встречается у людей судимых. И, вопреки расхожему мнению о людях с криминальным прошлым, не носит он и золотую цепь на шее.
- У меня ведь, даже крестик мой нательный – на веревочке всегда. Принципиально. Я же не напоказ выставляю, а я действительно глубоко верующий человек. Православный. Духовное чадо настоятеля часовни Ксении Петербуржской, что на Смоленском кладбище, как и моя супруга… Она-то, кстати, по рождению мусульманка была, но покрестилась. Она сама так захотела и решила. Так вот, при крещении я видел чудо, только укрепившее меня в вере. Там крестилось тогда сразу шесть человек, один из них был пацанчик шестнадцатилетний. Так вот, он всю дорогу кривлялся. Рожи строил, посмеивался. А когда весь обряд крещения закончился, и батюшка стал выписывать свидетельства о крещении, этого пацанчика всего вдруг затрясло, и он вдруг стал изо рта водой фонтанировать. Бежит оттуда на улицу – а всю дорогу у него изо рта вода льется. Прямо струей перед ним. Весь пол залил – столько в человеке воды просто быть не может. Потом заходит его девушка, которая с ним была, просит батюшку ей свидетельство отдать. А тот интересуется – а что же, сам-то он не идет? Та ему отвечает, что боится он заходить, а батюшка и говорит, что пусть, мол, не боится – Бог его любит, просто хулы не терпит.

Чемодан с деньгами

Виктор Иванов верит, что у него теперь действительно, все обязательно должно получиться. И песни пишутся, и альбом готовится к выходу. Только, пока выступать у него очень часто не получается – где-то раз-два в месяц. В смысле, профессионально выступать. Друзья, так те его все время просят спеть что-нибудь в компании, Виктор и не отказывает в таких просьбах. Есть у него и песни других авторов, которые ему нравятся, но поет он их только в такой вот, дружеской обстановке. На концертах – никогда, только свое. И еще, Виктор верит в удачу, которая рано или поздно, но все равно приходит.
- Каждый, наверное мечтает найти свой «чемодан с деньгами». Идешь вот так вот, смотришь – а он лежит. И тебя ждет. Но, только, не отнимать ни у кого ни в коем случае. Ведь, судьба каждому человеку хотя бы раз подкидывает вот такой вот «чемодан с деньгами». Выпадает удача, так складываются обстоятельства, что ты можешь подняться, и жизнь твоя вся к лучшему переменится. У меня вот так было, когда Виктор Ночной услышал мои песни и помог мне поверить в себя, как в автора-исполнителя. Но, все же, я всегда надеюсь, что «чемодан с деньгами» на моем жизненном пути еще лежит. Иначе, к чему стремиться, если все интересное уже позади?
Будем надеяться, что хромая судьба этого человека, которая подкинула ему шанс, вылечилась от своего недуга и дальше пойдет уверенно, уже не по пути криминала, а по пути творчества. Ну и, конечно же, желаем Виктору Иванову найти свой заветный «чемодан с деньгами».
Петр Бородулин

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно