Близнецовый метод. Исходная концепция. Биология близнецовости. Индекс Хользингера. Конкордантность и дискордантность. Анализ альтернативных признаков. Анализ признаков с непрерывным распределением. Метод близнецовых семей. Метод контроля по партнеру.
к субботе хто готов?
Близнецовый метод.
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться12008-11-21 00:39:21
Поделиться22008-11-21 00:39:58
http://www.pedlib.ru/Books/1/0187/1_0187-157.shtml
Метод близнецов. История формирования метода
Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/ И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. -М.: Аспект Пресс, 2000.-447 c. (Учеб. для вузов).
Поделиться32008-11-21 00:41:29
Психогенетика
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Психогенетика — наука, раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности — и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей — и метод близнецов. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики — определяются наследственностью в значительной степени.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ (от греч. psyche—душа, genos— происхождение) — методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания. Тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение. Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников; возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью. Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, т. е. представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д. Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой. Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.
Использованная литература
Психогенетика, Учебник/И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000,- 447 с.
Поделиться42008-11-21 00:43:10
Первый ребенок - самый умный
Интеллект ребенка тем ниже, чем больше его порядковый "номер" в семье и чем меньше интервал между родами
Елена Новоселова
"Российская газета" - Неделя №3432 от 19 марта 2004 г.
Когда вместо одного туго стянутого капроновой лентой "кулечка" медсестра роддома кладет в руки молодому папаше сразу два, а то и три, ему вряд ли приходит в голову, какой подарок сделала природа не только ему лично, но и ученым-генетикам.
О лишении дураков наследства
Сакраментальный вопрос любого семейного спора: "В кого он такой уродился?", и вывод, что "улица во всем виновата", - вот вам суть молодой и перспективной отрасли психологии - психогенетики. Но при чем же здесь близнецы? Об этом корреспондент "РГ" беседует с самым известным отечественным психогенетиком Инной Равич-Щербо.
- Я начала заниматься "близняшками" в начале 70-х годов, - рассказывает Инна Владимировна,- причем это были первые исследования в области психогенетики после очень долгого перерыва.
- Неужели до этого никто не интересовался наследованием психических и психологических качеств?
- На волне относительной свободы в науке 20-х годов кое-кто занимался родственной нам евгеникой, пытаясь улучшить советского человека через отборное размножение. Кстати, недавно были рассекречены архивы Иосифа Сталина, и там обнаружено письмо нобелевского лауреата Германа Мёллера. Генетик утверждал, что в СССР созданы идеальные условия для евгенических опытов. И предлагал научно подбирать супругов, которые создадут идеального строителя социализма.
Выведением "лучшей породы" пытались заниматься гораздо раньше. В 1722 году Петр Первый издал Указ "О лишении дураков наследства". Я читала этот любопытный документ в Ленинке. Петр решил законодательно прекратить порчу нации. Правда, через год появились проблемы: кого считать дураком, а кого нет? И тогда вышел новый указ об освидетельствовании дураков в Сенате. Уровень развития проверяли с помощью вопросов "о всяком домовом состоянии". Умный с ними справлялся, и ему разрешали жениться, ну а если нет, то уж не обессудьте.
- Если честно, все это смахивает на опыты геббельсовского института Аненербе (наследие предков) по выведению "белого зверя"...
- Скомпрометировала себя не евгеника, а сама идея высших и низших рас. Между тем после того как стали известны некоторые работы евгеников, в США и Швеции были приняты законы о принудительной стерилизации умственно отсталых. А в Сингапуре он существует до сих пор.
- Как во времена безоговорочно марксистской уверенности в том, что обезьяна стала человеком, когда начала трудиться, нашим ученым удавалось работать над такими щекотливыми проблемами?
- Может быть, они и были щекотливыми, зато до сих пор актуальны. К примеру, у евгеников было исследование семей, из которых вышли академики РАН, интеллигенция, Герои Соцтруда. Хотя действительно поначалу на различных научных собраниях я постоянно слышала одну и ту же фразу: "Человек есть совокупность общественных отношений". Но психогенетика не про то, почему все люди получились вот такими - умеют говорить, нуждаются в общении и тому подобное, а про то, почему Вася умнее Коли, а Люся темпераментнее Вали.
- Часто учителя говорят: "Что, мол, с него возьмешь, он ведь из многодетной семьи..." Получается, много детей - некогда их развивать?
- "Средний" интеллект ребятишек в многодетной семье действительно ниже, чем в обычной. Первые дети получаются достаточно умными. Потом идет некоторое снижение умственных показателей. Насыщение интеллектом начинается с девятого-десятого ребенка. Просто к этому времени первенцы уделяют младшим то внимание, которого были лишены средние дети. Есть и другие закономерности. Интеллект ниже, чем больше "номер" рождения ребенка и меньше интервал между родами. И еще. Девчонки из многодетных семейств в интеллектуальном плане больше страдают, чем мальчишки. Это научный факт.
- Чем же близнецы как научный метод предпочтительней для генетика, чем, допустим, изучение генеалогического древа?
- Азы психологии: чтобы исследовать какие-то особенности, ну, скажем, у подростков, занимающихся спортом, нужна так называемая контрольная группа из обыкновенных школьников. А близнецы - сами прекрасный контроль друг для друга.
В семье не без министра
Несмотря на плодотворность метода лонгитюд, а говоря проще, многолетнее наблюдение за большими группами близнецов у нас в стране был только один. Близняшек шестилетнего возраста набрали по Москве 94 пары. Это было не так уж трудно: до недавних пор семьям с двойным прибавлением давали квартиры, как правило, в Коломенском, Чертанове, Медведкове. Вели "подопытных" до выпускного класса, исследуя этот необыкновенный феномен природы с самых неожиданных сторон. К примеру, замечены случаи необыкновенной "вежливости" близнецов. Некоторые из них говорят "Вы" даже друг другу. Объясняется это так называемым "эффектом пары". К таким детям обычно обращаются во множественном числе. Эту же грамматическую конструкцию они используют и в общении с посторонними.
Другое близнецовое чудо - это распределение ролей внутри пары. Обычен такой расклад: один налаживает контакты с окружающими - это "министр иностранных дел", а другой тем временем втихаря верховодит в паре - это, понятно, "министр внутренних дел". Впрочем, такое сосуществование - палка о двух концах, рассказывает сотрудник Психологического института РАО Надежда Зырянова. Во время одного из экспериментов выяснилось, что 20-летняя девушка из близнецовой пары читает только по слогам. Оказалось, что в детстве Маша хуже читала, поэтому ее чаще, чем сестру Наташу, сажали за книжку. Так и пошло: одна читает, а другая слушает.
Один ум на двоих
- Статистика подтверждает: близнецы в раннем возрасте чуть-чуть отстают интеллектуально, - наполовину соглашается с бытовым мнением Инна Равич-Щербо. - Ведь при многоплодной беременности выше процент недоношенности. Ну а дальше все зависит от того, насколько грамотны их родители. Действительно, родители обычно радуются, что дети не мешают, возятся в комнате. В итоге - отставание в развитии. И это вполне логично: чего еще ждать, если два полуторагодовалых человека обмениваются личным опытом?
Последние исследования ученых Психологического института рушат уже устоявшиеся представления о том, как правильно обучать школьников. Сейчас считается, что классы нужно делить на умников и "твердых" двоечников, которые играют в куклы под партой. Однако не все гены, отвечающие за особенности человека, одновременно включаются и становятся активными. С интеллектом еще сложнее. К примеру, наглядно-образное мышление вроде бы ярче всего работает в детстве. А если таким образом мыслит 20-летний недоросль? Он отстающий? Отечественные диагносты до сих пор отвечали утвердительно. Однако с помощью метода близнецов ученые выяснили, что именно наглядно-образное мышление определяет уровень интеллекта на протяжении всей жизни. Более того, если "измерить" эту способность у шестилетки, можно предсказать, получится ли из него Эйнштейн. Поэтому отправлять в коррекционный класс малыша, который вместо того чтобы решать задачки, рисует и фантазирует, глупо, и это мягко сказано.
Статистика
На земном шаре сейчас живут не менее 100 миллионов близнецов.
А в Москве их - 70 тысяч пар.
Но чаще всего близняшки рождаются в Африке. Так, в племени Ёробо - двойное прибавление у каждой двадцатой мамы. Говорят, это последствие любви к местному "хлебу" - ямсу.
Впрочем, хотя медики и считают, что близнецов становится все больше, точно сказать, почему это происходит, никто не может. Большинство ученых кивают на оплодотворение в пробирке. Однако есть данные, что в США близнецовый бум случился после того, как американские солдаты стали возвращаться после Второй мировой войны домой. Очевидно, его вызвал перерыв в брачной жизни. А вот экологическая причина не подтверждается.
Советы практикующего психолога
По возможности одевайте детей по-разному. Хотя внимательный наблюдатель и так видит, какие они разные, даже если рождены из одной клетки. К слову, Шекспир допустил ошибку, изображая Виолу и Себастьяна из "Двенадцатой ночи" похожими как "две капли воды". По составу генов дизиготные близнецы - обычные брат и сестра.
Учите детей обходиться друг без друга. Пусть по очереди гостят у бабушки, чередуясь, посещают детский сад. Неплохо, если и в школе они будут учиться в разных классах.
Поощряйте стремление близнеца завести собственную компанию и собственных друзей.
Не обращайтесь к близнецам: "Дети!" У них есть собственные имена.
Задания по дому должны быть индивидуальные, как и ответственность за их выполнение, чтобы каждый мог сказать: "Я сделал!", не "Мы сделали".
Особое внимание к дням рождения. Хорошо, если каждый получит свой именинный пирог, подарок и поздравление.
Однако не переборщите с подчеркиванием различий в близнецовой паре. Нельзя постоянно ставить одного в пример другому. Это приведет к ссорам и даже дракам
Поделиться52008-11-21 00:44:00
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД
(англ. twin studies) — один из основных типов исследований в психогенетике (генетике поведения), идея которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875). Логические основания Б. м. след.: 1) существует 2 типа близнецов — монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант Б. м. получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).
В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет недостатки, связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании Б. м. является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ по сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б. м. необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые значимы для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов.
Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и популяционным методами (см. Психогенетика). Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия «среда» и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности, социальной психологии и в др. областях психологической науки. (И. В. Равич-Щербо.)
Поделиться62008-11-27 14:03:49
Спасибо староста за исчерпавующую информацию.