"Как много за ошибки приходится платить..." (анализ творчества И. Кучина)
Альбом Ивана Кучина "Лучшее собрание сочинений" я услышала случайно. И что-то запало мне в душу: то ли приятный хрипловатый голос исполнителя, то ли простые, но какие-то очень искренние стихи, сентиментальные жизненные истории... В общем, альбом этот я переписала себе. И не пожалела.
В основном, песни грустные. Преимущественно лагерная любовная лирика и посвящения матери. Часто песня является чем-то вроде новеллы в стихах. Видимо, какие-то сюжеты основаны на реальных событиях. Ведь Кучин пишет о том, что пережил сам. ТАМ он услышал и повидал многое. Это и отражено в его творчестве.
Большое впечатление произвела на меня песня "Хрустальная ваза", на которую можно было бы снять интересный клип или даже поставить фильм. Это трагическая история человека, сташего жертвой сталинских репрессий. Думаю, не всем известен её сюжет, поэтому вкратце расскажу его. Мужчина приходит домой и обнаруживает осколки разбитой вазы среди застывшей крови. Жены в квартире нет. Шкаф с её вещами пустой. Герой в недоумении звонит в ЧК и сообщает об увиденном. Таким образом, он сам выносит себе приговор. Его обвиняют в убийстве жены, отбирают квартиру и сажают в лагерь на двадцать лет. Далее идут такие строки:
Шёл тридцать седьмой,
Смерть гуляла по зонам,
Его ж, горемыку, прошла стороной...
Наконец, он освобождается. Прекрасно осознавая, что сидел ни за что, герой старается забыть о том кошмаре и уезжает "в город далёкий" "в надежде там встретить весну". И вот однажды он сталкивается со своей женой, той, за "убийство" которой он расплачивался двадцать лет.
Она лишь сказала: "Прости, я ушла,
А вазочку жалко... Её я разбила,
Поранила руку, в дорогу спеша".
Оказыватся, все эти годы она жила с другим человеком, ради которого и бросила мужа. Слушая её признание, герой теряет здравый рассудок. Эта женщина сломала его судьбу. В конце концов, он не выдерживает и теперь уже по-настоящему убивает её. Это шаг отчаявшегося, раздавленного несправедливостью человека. В состоянии аффекта он
...вновь позвонил, сообщил, что случилось,
Он верил, что смерть - справедливый итог...
Герой не отдаёт себе отчёта в том, что делает. Теперь-то он действительно совершил преступление. Его арестовывают. Он наивно надеется на какое-то чудо:
"Ведь я же за это уже расплатился!
За это убийство сполна отсидел!"
На совещание суд удалился,
И приговор вынес: "Убийце - расстрел!"
Так заканчивается песня. Наверное, лишь в нашей стране могут дважды вынести приговор за одно и то же преступление, не учитывая своей следственной ошибки. Это новелла о произволе нашей судебной системы. Но не только об этом. О женщинах, которые зовутся "роковыми" и рушат судьбы других людей. О слишком честных мужчинах, убеждённых в неизбежном торжестве справедливости. "Хрустальная ваза" - название образное. Видимо, имеется в виду жизнь героя. Хрусталь - символ чистоты. В данном случае, чистоты душевной. И судьба этого человека с незапятнанной совестью, искреннего с окружающими и с самим собой, оказалась разбита, как хрустальная ваза.
Вообще любовная лирика Кучина делится на два типа песен: о желании мужчины возродить из пепла падшую женщину и, наоборот, о женщине, которая спасла его "от многих передряг", в сердце его "зажгла огонёк".
Наиболее сильной и берущей за душу песней первого типа является, на мой взгляд, "Свидание". Герой приходит навестить любимую, находящуюся в заключении, жалеет её, находит нежные слова, чтобы успокоить:
Не плачь, моя любовь, о белых платьях,
В бушлате я люблю тебя сильней.
Пройдут года - и ты в моих объятьях
Забудешь холод женских лагерей.
Он хочет стать ей опорой. Среди нестабильности, царящей вокруг, он мечтает построить маленький личный островок любви и тепла:
А жизнь скользка, как хвост худой коровы...
Бывает так: споткнёшься - и не встать.
Но есть ещё мужчины, что готовы
Упавших женщин на руки поднять...
Этот цикл продолжает песня "Обыкновенная", в которой звучит разочарование героя в любимой женщине, не оправдавшей его надежд на тихую и уютную жизнь. Вроде бы с юмором, но в глубине души с горечью лирический герой вспоминает:
Из грязи, из болота я
Тащил тебя, вытаскивал,
Тобой занялся плотно я,
Всё мыл да ополаскивал...
Он осознаёт, что в своём воображении создал мнимый образ, нарисовал картину, не соответствующую действительности:
Я думал - ты мечта моя,
А ты... обыкнвенная.
И всё же он любит её и в конце песни заключает:
Ну что ты смотришь жалобно?
Плевал я на Вселенную!
Такую мне и надобно,
Как ты... обыкновенную.
Да, герои песен Кучина - люди обыкновенные. Пожалуй, основная идея его творчества лучше всего выражена в песне "А на чёрных ресницах". Автор устами своего героя обращается к любимой женщине. Он говорит об истинных ценностях жизни:
Мы ведь люди простые,
Много ль нужно ли нам?
Лишь любви да Свободы,
Да хорошей погоды,
Остальное поделим
Мы с тобой пополам.
В принципе, если задуматься над этими строками, то мысль, заключённая в них, не будет казаться такой уж поверхностной. Действительно, когда ты на Свободе и рядом находится любимый человек, то что ещё нужно для личного счастья? Можно обрести душевное равновесие, лишь оградив себя от глобальных проблем. В жизни и так "хватает...зла", и все невзгоды можно пережить лишь вместе с близким человеком, взаимно поддерживая друг друга.