ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
раздражитель при определенных условиях может стать сигналом ч тем самым помочь организму подготовиться к восприятию какого-либо измечекич в окружающей срец^(как бы «предвидеть» эти изменекия).Ц1р'инцип сигнализации, введённый И. П. Павловым, на¬шел наиболее широкое применение при анализе психических процес¬сор свойственных человеку.
32
^Условнорефлекторные реакции образуются на базе безусловно-рефлекторной деятельности, т. е. инстинктивной деятельности: пище¬вой, оборонительной, половой, родительской и т. д.,1на большом раз¬нообразии безусловных рефлексов. —
(Однако/австрийский патолог Фрейд при производстве «психоана¬лиза» объяснял все реакции человека как нормальные, так и патоло¬гические, исходя только из полового инстинкта^что является научно неправомерным, ошибочным. Во первых, потому, что базу условно-рефлекторной деятельности составляют все инстинкты, а не только один половой инстинкт. Во-вторых, потому, что в человеческом поведе¬нии исключительная роль принадлежит социальным реакциям — по¬ведению, определяемому положением человека в обществе, коллективе, социальной среде. К сожалению, зарубежные физиологи зачастую стро¬ят свои нейрефизиологические концепции, исходя из психоанализа Фрейда.
[функцию коры, общую для человека и животных, обуславливаю- . щую восприятие сигналов действительности, переживаемых человеком ' (субъективно в виде конкретных впечатлений, ощущений от окружаю¬щей среды, за исключением слова), И. П. Павлов назвал первой сиг- -;. нальной системойЦ_В отличие от этих непосредственных сигналов дей-Л ствительнзсти слова и речь представляют отвлечение от действитель-' ности, являются сигналами опосредованными, сигналами сигналов. Эту словесную деятельность и обусловленное ею мышление И. П. Пав-.' лов назвал «второй сигнальной системой^ -
Слова и речь по И. П. Павлову представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет наше (по сравнению с животными) специально человеческое, высшее мышле¬ние.
^Возникновение речи означало в эволюционном процессе громад¬ный скачок, переход от животного мира к человек^с развитием речи человек несравненно дальше отошел от животного мира, чем, напри¬мер, высшие обезьяны от собаки. ^Причиной возникновения и разви¬тия речи были социальные условия]) при которых совместный труд и необходимость сношения друг с другом обусловили возникновение сло¬ва и развитие членораздельной речи.|[«Труд и связанное с этим слово сделали нас людьми», — И. П. Павловд
,'физвологический механизм образования членораздельной речи и его""анатомо-физиологическая структура, по И. П. Павлову, представ¬ляется следующим образом. Чтобы произносить слова, человек дол¬жен управлять своим речевым аппаратом, дыханием, глотанием. Управлять же органами речи он может, если будет чувствовать свои речевые органы, иметь комплекс проприоцептивных раздражений дви¬гательного аппарата. По этому признаку И. П. Павлов назвал речь «речевым движением»^
|_рторым необходимым компонентом в анатомо физиологической структуре речи является звуковой. Для того, чтобы понимать речь, че¬ловек должен сам слышать других. Без этого условия речь не разви¬вается, как это имеет место у глухих от рождения, которые на всю жизнь остаются глухонемыми^
Для того, чтобы речь развивалась, должна устанавливаться связь кинетической (двигательной) области коры со слуховым анализатором,, «кинетическая форма слова» должна связываться со «звуковой ее формой».
[_С введением в качестве общения между людьми письменности к
33
кинетическим и слуховым компонентам речи присоединяется и зри¬тельный аппарат — результат зрительного раздражения от начертания слову
^Гаким образом, в осуществлении речи необходимо, по крайней ме¬ре, участие трех обширных областей коры — анализаторов двигатель¬ного, слухового и зрительногу В процессе развития речи\первым фор¬мируется слуховой анализатор речи. Он располагается в заднем отде¬ле левой височной извилины. При нарушении этого отдела патологи¬ческим процессом человек утрачивает возможность воспринимать зна¬чение слов (сенсорная афазия), хотя способность восприятия слов, как звуков, при этом сохраняется^ Благодаря связи этого анализатора речи с двигательным и зрительным анализатором, при изолированном его поражении нарушается также и письменная речь (чтенче и письмо).
^Двигательный анализатор речи расположен в нижнем отделе пе¬редней центральной извилины, поражение которого вызывает паралич речевой мускулатуры и неспособность произнесения слов (моторная афазия^
• Процессы письма и чтения связаны с рядом областей коры: заты¬лочной, височной обоих полушарий и нижнетеменной и нижнелобной областей обоих полушарий. Деятельность второй сигнальной системы охватывает не только указанные анализаторы коры, но и фактически всю кору полушарий, так как вторая сигнальная система связана с работой первой сигнальной системы и получает в первой сигнальной системе постоянное свое подкрепление. «Наши рассужде-лия должны все время проверяться действительностью ...сила мысли должна не¬пременно давать связь с действительногтью», — И. П. Павловд
Jp3 поведении человека первостепенную роль играет вторая сигналь¬ная система: получая подкрепление в первой сигнальной системе, а че¬рез нее — в действительности (слово подкрепляется делом), она яв¬ляется регулятором человеческой жизни, она управляет эмоциями, ставит их в надлежащие
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.
Приспособительные реакции родившегося ребенка на внешние воз¬действия обеспечиваются ориентарозочньши рефлексами. Условные рефлексы в период новорожценности носят ограниченный характер и вырабатываются только ня ж'-гнен то важные стимулы. Уже в первые дни жч.чни ребенка можно отметить образование натурального услов¬ного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Сосательные движения губ появляются до того, кэк сосок вложен в рот. Понятно, что такой рефлекс проявляется только при СТРОГОМ режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на 6—7 день у младенцев происхо¬дит условнорефлекторное повышение лейкоцитов уже за 30 минут до кормлэния, у них повышается газообмен перед приемом пищи. При положении ребенка для кормления у него к концу второй недели по¬является условны"! рефлекс в виде сосательных движений. Здесь сиг¬налом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожт, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетаю¬щихся с пищевым подкреплением.
С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы
34
на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раз¬дражения.
Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жиз. ни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. Так, защитный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний, если его вы¬работка начата на 15 сутки после рождения, и требуется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса начата у полуторамесяч¬ного ребенка. С первых дней жизни ребенка появляется, безусловное (внешнее) торможение. Ребенок перестает сосать, если внезапно раз¬дается внешний звук. Условное (внутреннее торможение) вырабатыва¬ется позже. Его появление и упрочение определяется созреванием нервных элементов коры больших полушарий.
* Первые проявления дифференцировочных двигательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни, когда ребенок начинает диф¬ференцировать положение для кормления от процедуры перепелена¬ния. Четкое дифференцирование зрительных и слуховых условных раз¬дражителей наблюдается в 3—4 месяца. Другие виды внутреннего торможения формируются после дифференцировок. Так, выработка запаздывающего торможения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка. Выработка у ребенка запаздывающего торможения является фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризую¬щие отрицательное отношение взрослых или раздражители, отвлекаю¬щие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом.
Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важ¬ным является строгий режим — определенная последовательность че¬редования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это направлено на создание в этом возрасте стереотипа интерорецептивных условных рефлексов.
К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуа¬цию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражите¬лей становится слово.
А первые признаки развития второй сигнальной системы — слово проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В про¬цессе развития рзбенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции речи особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому ГОВОРИТЬ с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей вто¬рой сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом — сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсиг-нальными.
К концу первого года жизни слово становится значимым раздра¬жителем. Однако, в этот период реакция детей на слово не имеет са¬мостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений и только последнее слово приобретает значение самостоятельного сиг¬нала.
На протяжении первого года жизни происходит активная трени¬ровка ребэнка в произношении сначала отдельных звуков, затем сло¬гов и, наконец, слов. Становление речевой функции требует опреде-
35
ленной зрелости периферического аппарата — языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.
Механизм воспроизведения речи свяран со сложной работой нерв¬ных центров коры, становлением определенных связей речевых цент¬ров с моторными зонами.
Имеется тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формиро¬вание речевых навыкэв.
Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выражен¬ной последовательной деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательно¬сти, но отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.
Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недефференци-рованного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдель¬ные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это стано¬вится возможным благодаря манипулированию с предметами. Поэто¬му не следует ограничивать детей: пусть сами одеваются, умывают¬ся, едят.
Благодаря действиям с предметами у детей начинает формиро¬ваться функция обобщения. Широкое пользование предметами разви¬вает у ребенка двигательный анализатор.
На втором году жизни ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших по сравнению с другими).
Особенное значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы окстероцептивных раздражений. В раннем детском воз¬расте динамические стереотипы имеют наиболее важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков.
Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезнен¬ность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут,, если с ними долго задержаться в гостях: долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но на каждый последующий стереотип вырабатывается все легче. Однако, изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных свя¬зей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереоти¬пов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значе¬ние, особенно важно в этом возрасте.
На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ре-бэнком грамматического строя языка, пм этом большая роль при¬надлежит подражательному рефлексу. Взрослый, .общаясь с ребен¬ком, должен особенное внимание уделять правильности своей речи,.
36
На этом этапе развития овладение действием с предметами оказы¬вает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.
В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все боль¬шее значение приобретает использование ранее образованных свя¬зей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошколь¬ном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педаго¬гической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во мно¬гом определяют дальнейшее поведение человека.
В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, ма¬неры.
К концу дошкольного периода происходят значительные пере¬стройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно ге¬нерализация возбудительного нроцесса. Формируется и принимает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше выраба¬тываются дифференцяровки, длительнее становятся периоды удержа¬ния торможения. Все это способствует более избирательному и адек¬ватному реагированию ребенка на внешнее воздействие. В этом перио¬де усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внеш¬него мира, категории предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка — все это игрушки, а одежда, вещи, посуда — вещи.
В старшем дошкольном возрасте отражение действите'льности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимо¬действие первой и второй сигнальных систем.
К 6—7 годам улучшается активность на словесные стимулы. Из¬меняется характер взаимодействия первой и второй сигнальной сис¬тем. У детей 3—4 лет первая сигнальная система превалирует и ока¬зывает тормозящее влияние на вторую. В 6—7 лет усиливающая ак¬тивность второй сигнальной системы, о*а оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания больших полушарий совершенствуется сила, уравновешенность и по¬движность нервных процессов. Развитие процессов коркового тормо¬жения свздает условия для быстрого и дифференцированного образо¬вания условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС -способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяющих различные корковые центры.
В процессе обучения письму и чтению продолжают интенсивно развиваться обобщающая функция слова. Возрастает значение вто-iJoii сигнальной системы.
Некоторые и членения условнорефлекторной деятельности отме-ч iiOTCi в по т^остковэм возрасте. Начинающееся половое созревание х"!}л;;гс::>лйуГ'тс:1 повышенной активностью ппота.Т-Шуса. Это вызыва¬ет п ..;e:ie:i:i;: бз'пнсн к^'ГжозО-пэцкоркового в .а'шодсйствпя, следстви¬ем чего является усиление генеоалнгованного возбуждения и ослаб¬ление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возраст-
37
ной группой в подростковом периоде затрудняется образование вре¬менных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлекг сов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной деятельности подростков требуют внима-тельного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспита¬тельного процесса.
ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ И РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ. РАЗВИТИЕ И НАРУШЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
— специфическая функция человека, возникающая в процес¬се общественного труда как средство общения между людьми. Чело¬век воспринимает предметы и явления окружающего мира непосредст¬венно с помощью органов чувств и посредством слов. Благодаря сло¬весной сигнализации, т. е. речи, человек может воспринимать действи¬тельность отзлеченно, мысленнол
/Различают речь — внешними; устную и писыиеннуюЛ ••Внешняя речь служит главным образом средством общения^ поэто¬му -она строится так, чтобы быть понятной слушателям.
/Внутренняя речь — непроизносимая и не написанная, т. е. речь-для себя, играет важнейшую роль в процессе сознания, самосознания, мышления.!
^Письменная речь (письмо, чтение) функционально связана с внут¬ренней речью (проговаривание для себя того, что нужно написать, чте¬ние про себя), некоторые люди при этом шевелят губами.
Деятельностью периферического речевого аппарата, состоящего из мышц языка, губ, мягкого неба, гортани и дыхательной мускулатуры, управляет кора головного мозга. Органы, осуществляющие функцию, речи, обеспечивают произношение членораздельных звуков — артику-
ляцййет
^Развитие речи у детей. Первые попытки артикуляции появляют¬ся"^ детей на 2—3 месяце жизни. Однако понимание слов и выработ¬ка правильных реакций на них начинается не ранее 8-го месяца, а ар_ тикуляция отдельных слов — с 11 —12 мес. жизни. Фразы из двух слов ребенок начинает произносить с 15—18 месяцев.}
Ребенок при нормальном развитии овладевает артикуляцией н£и основе слухового восприятия речи окружающих, даже при незначи¬тельных расстройствах слуха овладение речью у ребенка затруднено]
Нарушения (расстройства) речи у детей чаще всего возникают впоследствии расстройства слуха (тугоухость) или полной его потерн (глухота).
[JPaccTi-юйства речи могут быть также в результате дефектов и по¬вреждений речевого аппарата и различных заболеваний, поражений центральной и периферической нервной системы. Вместе с тем. они могут возникнуть в результате неправильной речи окружающих.} [Диды речевых расстройств;
/ Заикание — плавное течение речи прерывается кратковременны¬ми непроизвольными остановками и повторениями звуков.
^Косноязычие — речь непонятная, с пропусками или неправильным произношением отдельных букв и слогов.
2> Гнусавость — утрачивается звучность голоса, и он принимает но¬совой оттенок, а также искажается произношение звуков.
38
Тахилалия — чрезмерно быстрая речь. Она возникает при непра¬вильно^ речевом воспитании и невротических состояниях.
Афазия — затруднение или невозможность произношения слов при понимании речи (при центральном параличе).
Немота — возникает вследствие глухоты (глухонемота) или в ре¬зультате поражения или недоразвития речевых центров мозга при нор¬мальном слухе.
Афония — отсутствие звонкого голоса.
Расстройства устной речи часто сопровождаются расстройством письма и чтения. Лечение расстройств речи проводится врачом (лого¬педом) и педагогом.