Форум настоящих друзей-это победа разума над тщеславием

Объявление

Внимание Уважаемые пользователи Наш форум переехал на новое место жительства Пароли у всех сменились потому просто запросите новый пароль на на Новом форуме Сам форум http://www.beatrisa.ru/ Восстановление пароля http://www.beatrisa.ru/index.php?act=Reg&CODE=10 Если пароль проходить не будет обращайтесь в ЛС к администратору Волку

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум настоящих друзей-это победа разума над тщеславием » Факультет психологов » билеты и ответы к экзамену по общей психологии


билеты и ответы к экзамену по общей психологии

Сообщений 31 страница 38 из 38

31

32.  Психические состояния человека , их классификация и свойства

С точки зрения общей психологии  в психическом состоянии выделяют : во-первых целостную характеристику псих. деятельности за определенный период времени, во – вторых  относительно устойчивую псих. организацию всех компонентов психики человека, и в- третьих фон, на котором развивается тот или иной процесс.
Психическое состояние- это целостное проявление психики человека, отражающее ее функциональные возможности в конкретный период времени и реализующие ряд функций уравновешивания человека как организма и личности с внешней и внутренней средой.
Псих состояние человека проявляется в 2-ух вариантах:
1)в варианте индивидуального состояния (индивидуализировано)
2) массового состояния (эффект группы)
К психическим состояния относятся:
проявления чувств (настроения, аффек­ты, эйфория, тревога, фрустрация и др.),
внимания (сосредоточен­ность, рассеянность),
воли (решительность, растерянность, собранность),
мышления (сомнения),
во­ображения (грезы) и т. д.
Предметом специального изучения в психо­логии являются  психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменок и т. д.).  Также исследуются патологические формы  психических состояний— навязчивые состояния, в социальной психологии — массовидные  психологические состояния.
Особенности псих. состояний:
целостность( охват всей психики)
подвижность( изменчивость)
достаточно устойчивыи могут сопровождать деятельность в течение нескольких часов, а то и больше(например состояние дипрессии).
Многообразность
И т.д……….
Отрицательными психическими состояниями являются:
аффект как  психическое состояние представляет собой обобщенную ха­рактеристику эмоциональных, по­знавательных и поведенческих ас­пектов психики субъекта в опреде­ленный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стади­альностью развития эмоций; он мо­жет рассматриваться и как прояв­ление психических свойств индивида (вспыльчивости,  несдержанности, гневливости).

Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru

Отредактировано Викториан (2009-01-06 18:17:25)

+1

32

29.  Классификация чувств

Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации.

Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического ( высшие-низшие) , по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.

Существующие классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по видам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе.

Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные ( например, чувство к ребенку, произведению искусства ) , обобщенные ( чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные ( чувство справедливости, трагического).

Примером эмпирической классификации может служит различение десяти “фундаментальных” эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард). К ним относят следующие: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение. презрение, страх, стыд, вина.

Эмоции ( следовательно и чувства ) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым выделены следующие виды подобных “ценных” эмоций: 1. альтруистические, 2. коммуникативные, 3. глорические, 4. праксические, 5. пугнические, 6. романтические, 7. гностические, 8. эстетические, 9. гедонистические, 10. акизитивные.

Эмпирически на основе формы непосредственного переживания выделены такие чувства : счастье, самоуважение, любовь, стыд, чувство комического, юмор, ирония, чувство трагического, смятение, раскаяние, страх, обида.

Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.

Удовольствие—неудовольствие и возбуждение—успокоение — основные качества чувства; но это — элементарные чувства, входящие во все эмоциональные переживания. Само же эмоциональное переживание всегда представляет собой сложное целое, в которое, помимо этих элементов, входят и другие содержания, особенно познавательного характера — восприятие, представления, мысли. Процесс возникновения чувства следует представить следующим образом.

В результате взаимодействия с объективной действительностью в нашем сознании возникают различные переживания, представляющие собой отражение этой объективной реальности. Мы воспринимаем конкретные предметы со всеми их чувственными свойствами — цветом, формой, запахом, вкусом, температурой и пр., каждое из которых вызывает у нас определенное эмоциональное состояние, определенное чувство (но, конечно, не непосредственно, как это предполагает теория непосредственности), например, цвет — удовольствие, запах — неудовольствие. Однако чувство может быть вызвано и восприятием целостного предмета. В таких случаях главное значение имеет сам предмет, а не его отдельное свойство. Одним словом, при восприятии предмета или какого-либо его свойства наряду с самим восприятием нам дается и чувство, вызванное этим восприятием. Поэтому для нас данный предмет является не только носителем определенных объективных свойств — цвета, формы, величины, характеризуется не только этими свойствами, но и тем, что имеет, скажем, приятный запах и вообще привлекателен. Как видим, предмет восприятия содержит не только объективные свойства, но и свойства, вызывающие в нас чувство удовольствия.

Стало быть, в этом случае чувство характеризует не субъекта, а скорее те свойства объекта, которые этот последний выявляет в случае воздействия на субъект: наше чувство как бы говорит нам, что это — предмет, приятный для человека.

Таким образом, в отражение интересующего нас объекта входят не только объективные свойства, но и субъективные, то есть свойства, вызывающие у нас определенное чувство. В этом случае эмоциональное переживание становится характеристикой объективного обстоятельства, проявляясь в виде собственно чувства.

Мир чувств бесконечно многообразен, и для классификации всего многообразия выявления чувств целесообразно использовать те объективные переживания, на почве которых они возникают и в содержании которых переживаются. Эти объективные переживания могут быть двоякими: 1) переживания, возникающие в результате функционирования наших органов чувств — чувственные переживания, то есть цвета, звука, запаха, вкуса и т.д.; 2) переживания, представляющие явления более высокой категории: наши идеи об истине, прекрасном, добре и зле.

В соответствии с этим следует различать две большие группы чувств:

1. Сенсорные чувства, то есть чувства, возникающие в результате восприятия цвета, запаха и тому подобных объективных содержаний и переживаемые в связи с ними.

2. Высшие чувства, то есть чувства, возникающие в результате переживания какой-то мысли, некой эстетической ценности (художественного произведения или прелести природы) или какого-либо поведения, именуемые интеллектуальными, эстетическими и моральными чувствами.

Достаточно немного присмотреться, и станет ясно, что, как правило, наличие этих чувств не сказывается сколько-нибудь особым образом на состоянии субъекта, что эти чувства не выходят на передний план сознания. Здесь скорее имеем дело с переживанием какого-либо объективного обстоятельства — истины, прекрасного и нравственности. Во всяком случае, здесь скорее бросаются в глаза особенности объективного обстоятельства, нежели субъективного состояния. Особенно явственно это проявляется в эстетических эмоциональных переживаниях: эстетическое чувство в большей мере характеризует объект, чем состояние субъекта; оно представляет собой переживание прекрасного, подразумевающее не состояние субъекта, а свойство предмета.

Отредактировано Викториан (2009-01-06 18:00:11)

0

33

30.  В тетраде!!!   31.  Стадии стресса.

Стресс - системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. Термин "стресс" вошел в медицинскую практику в 1936 году с легкой руки ученого Ганса Селье.

Он позаимствовал этот технический термин, означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов. Селье метко употребил его применительно к человеку. С тех пор слово "стресс" - на устах всего человечества. Потому что ни одного из нас "чаша сия" не миновала: каждый день, каждый час мы то пригубляем из нее, то пьем взахлеб. Стресс - при болевом воздействии, сопровождаемый, как правило, отрицательными эмоциями, называют дистрессом.

Селье выделял три стадии стресса:

- стадия тревоги отражает мобилизацию всех ресурсов в организме;

- стадия резистентности (носит общий, неспецифический характер), в ходе которой устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору;

- стадия истощения, возникающая при действии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.

Первым и наиболее интенсивно реагирует на любое внешнее раздражение гипоталамус - дозорный центральной нервной системы. Он посылает сигналы в гипофиз, который и "командует парадом": выделяет гормоны, чутко улавливаемые многими тканями и органами, в первую очередь надпочечниками. Те в ответ "выпускают" в организм адреналин - гормон тревоги. В результате стенки сосудов резко сужаются, повышается артериальное давление, учащаются пульс, дыхание, нарастает мышечное напряжение, увеличивается содержание сахара в крови. Действие стрессора не заканчивается?

Тогда нейроны - нервные клетки мозга - начинают ненормально реагировать на нормальные физиологические процессы, происходящие в организме, или перестают на них отвечать. Возникшее в структурах мозга эмоциональное возбуждение через нервную, гормональную системы поступает ко всем органам. Стресс начинает их беспощадно "бомбардировать". Величина стресса оценивается как по величине возрастания гормонов надпочечников в крови (стрессореактивность), так и по скорости возвращения к прежнему уровню (стрессоустойчивость). Особое значение для человека имеет психогенный, или эмоциональный, стресс, возникающий в результате различного рода социальных конфликтов, при неопределенности прогноза в разрешении ситуаций, невозможности осуществления готовых программ деятельности или их подбора в условиях дефицита времени и т.п.

Хронические или неконтролируемый и непредсказуемые стрессы могут привести к различного рода психическим расстройствам (в частности, к неврозам), а также вызвать дисфункцию любой из систем организма, которая приводит к возникновению психосоматических заболеваний. Однако стрессорные воздействия умеренной силы и длительности полезны (и даже необходимы) для нормального функционирования организма.
Роль стресса в развитии заболеваний

"Рвется там, где тонко: мишенью стресса в первую очередь становятся генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом".

О. Кириш

Мозг: ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов кислородное голодание клеток мозга Нервная система: бессонница неврозы депрессии синдром хронической усталости Если в течение последних 6 месяцев вы не можете справиться с утомлением, не проходящим даже после отдыха, постоянно чувствуете себя "разбитым", снизилась работоспособность, не хочется, как говорится, ни есть, ни пить, ни любить, значит вами завладел синдром хронической усталости. Его виновник - стресс.

Сердечно-сосудистая система: учащенное сердцебиение аритмии головная боль, мигрень гипертоническая болезнь болезнь Рейно инфаркт миокарда ишемическая болезнь сердца По наблюдениям специалистов, стрессовые состояния, приводящие впоследствии к инфаркту миокарда, в 18% случаев возникают у пациентов в очередях.

Дыхательная система: учащение дыхания одышка хроническая гипервентиляция легких нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов астма

Желудочно-кишечный тракт: нарушения пищеварения запоры язва желудка и двенадцатиперстной кишки язвенный колит Снижение функций желудочно-кишечного тракта в ответ на стресс в некоторых странах использовалось как тест для уличения преступников. В Индии, например, подозреваемому давали пожевать "священного рису". Из-за боязни быть раскрытым и наказанным провинившийся выплевывал зерна на пальмовый лист почти сухими, так как в стрессовом состоянии тормозится слюноотделение.

Эндокринная система: нарушение баланса гормонов (у мужчин, например, резко снижается содержание в крови мужского полового гормона тестостерона) поражение желез внутренней секреции На Востоке их называют железами судьбы. После первой мировой войны русские и немецкие ученые зафиксировали в своих странах рост заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом. Во время второй мировой войны после сильных бомбежек английских городов у многих развились болезни щитовидной железы, которые были тут же окрещены врачами "зобом бомбоубежищ". резкое увеличение содержания глюкозы в крови сахарный диабет

Печень, желчный пузырь, почки: нарушение деятельности, угнетение функций

Мочеполовая система: воспаление мочевого пузыря нарушение менструального цикла, бесплодие у женщин затруднение эрекции, преждевременное извержение семени, снижение активности сперматозоидов, импотенция у мужчин

Мышечная система: сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя Виновниками боли в спине всегда считают некоторые органические заболевания (радикулит, ишиас, патология позвоночника). Но во многих случаях именно стресс приводит к сильному напряжению мышц спины, что и вызывает болезненные ощущения.

Суставы: воспалительный ревматоидный артрит Кожа: крапивница экзема чешуйчатый лишай угревая сыпь псориаз

Иммунная система: резкое снижение иммунитета

Отредактировано Викториан (2009-01-06 18:13:35)

0

34

28.  Эмоции и чувства

То, что чувства и эмоции тесно связаны, не требует обсуждения. Вопрос не в этом, а в том, что вкладывается в эти понятия и каково соотношение между ними.

Наиболее четко разделение эмоций и чувств дано А.Н.Леонтьевым. Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т.е. выражает оценочное отношение существующей или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный предметный характер, это устойчивое эмоциональное отношение.

Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызывать преходящую эмоцию неудовольствия и даже гнева).

Эмоции не всегда осознаются, чувства же, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, и отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоции, человек скрывает от других и свои чувства.

Характеристика различных эмоций

Эмоции ожидания и прогноза:

1. Волнение - в психологии эмоций волнение не рассматривается как самостоятельная категория. Оно является скорее бытовым понятием, отражающим состояние беспокойства, тревожности, страха. Речь идет о волнении, проявляемом человеком перед значимой для него деятельностью или встречей, а также об эмоциональном настрое на это. Волнение в таком случае понимается как повышенный уровень эмоционального возбуждения.

2. Тревога - понятие «тревога» было введено в психологию Фрейдом и в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. Тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием неудачи, опасности или ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности.

3. Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании им реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

4. Отчаяние - это состояние крайней безнадежности. Конкретные причины, которые могут привести человека в отчаяние, разнообразны, но все они должны создать у человека впечатление о непреодолимости грозящей ему опасности.

Удовлетворение и радость:

1. Удовлетворение - чувство удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания, потребности исполнены и удовлетворены. Это исключительно психическое удовольствие, главное в котором - достижение цели.

2. Радость - это активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия, сопровождается переживанием сильной удовлетворенности собой и окружающим миром.

Фрустрационные эмоции (фрустрация - расстройство, крушение планов, замыслов, надежд)

1. Обида - как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорбления, обмана, неоправданных обвинений и упреков.

2. Разочарование - если ожидавшееся или обещанное событие не сбываются, то появляется неудовлетворенность, неудовольствие. Чем больше было обещано и чем важнее было ожидавшееся событие, тем большее разочарование испытывает человек, если его ожидания не оправдались.

3. Досада - это раздражение, недовольство вследствие собственной неудачи или неудачи близкого человека, любимой спортивной команды и т.п. Это сожаление часто с примесью злости на обстоятельства, человека, помешавших достижению задуманного. Злость при досаде часто выражается («разряжается») с помощью крепких выражений, в том числе и мата.

4. Гнев - понятие гнев синонимично понятиям негодование, возмущение, злость. По Э.Шострому, негодование - это блокированная или неполная, а также лживая эмоция. Он считает, что негодование ненатурально и сдавленно выражает страх. Многие из нас выражают гнев, хотя на самом деле чувствуют обиду и боль. Это происходит потому, что гнев - более предсказуемая эмоция. Легко предположить, что может случиться после гневного выступления одного человека: другая сторона тоже рассердится. Когда же один человек признается другому, что он обижен, случиться может все, что угодно, и реакция другой стороны непредсказуема.

5. Исступление - это крайняя степень возбуждения с потерей самообладания, чаще всего возникающая при фрустрации и проявляемая в этом случае как состояние бессильного гнева.

6. Печаль - это состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека.

7. Уныние - главной составляющей этой эмоции является оценка безысходности ситуации, связанной с удовлетворением потребности, влечения, с достижением задуманного и желаемого. Уныние связано с неблагоприятным прогнозом на исход еще не закончившегося процесса, когда еще остаются какие-то шансы на успех.

8. Горе - это глубокая печаль по поводу кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Причинами могут быть: длительная разлука или утрата человека, к которому имеется привязанность; серьезная болезнь или увечье самого себя или близкого человека; утрата ценного имущества, потеря источника средств к существованию - это означает потерю источника удовольствия, радости, благополучия.

Коммуникативные эмоции:

1. Веселье - определяется как беззаботно-радостное настроение, выражается в склонности к забавам, смеху, в общем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.

2. Смущение - или состояние застенчивости определяют как замешательство, ощущение неловкости. Характерным для смущения является наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека.

3. Смятение - паническая растерянность в состоянии тревоги.

4. Стыд - одно из проявлений смущения, это осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаемое негативными переживаниями - огорчением, беспокойством или тревогой.

5. Вина как отражение совести - переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки. Иногда чувство вины бывает необоснованным и преувеличенным, нанося человеку вред: вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству. Считается, что самый простой способ избавиться от чувства вины - смириться с ним и дать ему постепенно угаснуть.

6. Презрение - эту эмоцию рассматривают как одно из проявлений чувства враждебности. Это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный проступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т.е. в чувство.

Интеллектуальные эмоции:

1. Удивление - чувство неожиданности, к которому присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека.

2. Интерес - это чувство успешно удовлетворенной потребности, удовольствие от какого-либо процесса.

3. Чувство юмора - суть его не в том, чтобы видеть и понимать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.

4. Эмоция догадки - это оценка некоторого нового, еще неосознанного результата решения задачи. Эмоция догадки переживается очень ярко, как озарение, т.е. внезапное прояснение чего-то в сознании, понимание.

5. Уверенность-неуверенность (сомнения) - это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или недостижения цели, это вера в себя или потеря этой веры.

Характеристика различных чувств

1. Симпатия - это устойчивое положительное отношение к кому- или чему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи.

2. Антипатия - устойчивое отрицательное отношение.

3. Привязанность - чувство близости, основанное на симпатии.

4. Дружба - яркое воплощение избирательной привязанности.

5. Влюбленность - это относительно устойчивое эмоциональное отношение, отражающее страстное влечение к кому-нибудь.

6. Любовь - интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным.

7. Враждебность - это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. Сильно выраженное чувство враждебности обозначается как ненависть.

8. Зависть - это неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица.

9. Ревность - это подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности.

10. Удовлетворенность - устойчивое долгосрочное положительное эмоциональное отношение человека к чему-либо, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-то сфере жизни и деятельности и высказываемое в форме суждения.

11. Счастье - такое эмоциональное состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни.

Понимание причин возникновения собственных чувств

Эта тема является той базой, на основании которой и будет строиться дальнейшее обучение эмоциональной грамотности. Более того, без этого умения мы не сможем продвинуться в развитии собственного эмоционального интеллекта.

Одной из важных причин того, что мы не в состоянии владеть собственными чувствами является сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Т.е. мы не можем сказать словами, какое чувство или эмоцию мы испытываем в данный момент!

Такое состояние получило название "алексетимия" - в близком переводе это может означать: "нет слов для названия переживаемых эмоций". Естественно, существует разная степень выраженности подобного состояния, но в любом случае, оно встречается повсеместно и не имеет никакого отношения к высокоразвитому эмоциональному интеллекту. Давно замечено, что отсутствие возможности высказаться и поразмыслить относительно собственных переживаний выливается в усиление физиологических реакций на стрессовые ситуации. И напротив: выскажешь все - на душе становится легче.

В нашем окружении немало людей, которым по тем или иным причинам трудно фиксировать и описывать свои переживания. Среди них множество таких, которые часто даже не подозревают о своей эмоциональной ограниченности. Сюда же следует отнести тех, кто не способен вовремя замечать у себя наступление аффектов.

А что можно сказать о тех, кто привык шумно или развязано вести себя, не замечая, что мешает окружающим? У таких явные проблемы с дифференцировкой эмоциональных состояний.

"Толстокожесть", пожалуй, также одно из проявлений алекситимии: человек плохо понимает состояние другого, потому что не способен хорошо понять себя, отдавать себе отчет о переживаемых эмоциях, отсюда - неадекватное отношение к партнеру.

Можно утверждать, что вполне психически нормальный, но не имеющий навыка вербализации (словесного выражения) эмоций человек в известной мере подвержен алекситимии. Почти все мы испытываем некоторые трудности, когда приходится описывать свои эмоциональные состояния и внутренние переживания.

Тем не менее, повышенный уровень алекситимии свидетельствует о затруднениях в эмоционально-интеллектуальной сфере и является противопоказанием для профессионалов в области общения.

Возможно, вывод покажется вам прямолинейным, но он верный: если ты затрудняешься выразить свои эмоциональные состояния и свойства, то сможешь ли понять, передать, объяснить словами состояния и свойства партнеров?

В самом начале я предлагаю вам определить свой уровень алекситимии при помощи специального опросника - Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. После того, как вы получили результат, попробуйте ответить на вопрос: "Какие чувства я сейчас испытываю по этому поводу?"

Этот вопрос стоит задавать себе на протяжении всего времени, когда вы пытаетесь разобраться в себе и своих переживаниях.

Это одно из первых основных УПРАЖНЕНИЙ. При своей кажущейся простоте оно может быть невероятно сложным, т.к.

• Вы будете делать его самостоятельно без поддержки психолога
• Вы будете о нем забывать в течение дня по сто раз!

Для того, чтобы облегчить задачу, я приведу алгоритм выполнения:

1. Чтобы заметить у себя проявление какой-либо эмоции, почаще обращайте внимание на собственное тело. Любая эмоция, даже подавленная, всегда как-то выражается на телесном уровне! У Вас сжаты кулаки? Участилось дыхание? Вы покраснели? Побледнели? Задохнулись от возмущения? Потеряли дар речи от счастья? Значит, имеет место эмоция!

2. Теперь постарайтесь определить, какое именно чувство вас посетило. Здесь тоже не сразу все получится, поскольку многие эмоции маскируются друг под друга. Но со временем все встанет на свои места.

3. Следующей важной задачей является нахождение объекта вашей эмоциональной реакции: это может быть как человек или группа людей, так и стечение обстоятельств. Имейте в виду, что этим человеком можете быть вы сами. Важно помнить, что эмоция не бывает сама по себе, он всегда кому-то или чему-то адресована.

4. А теперь ответьте себе честно на вопрос: "Что заставило меня так отреагировать? Что именно явилось ПРИЧИНОЙ моих чувств?".

Вот здесь и кроется маленькая ловушка, поскольку отвечать на вопрос придется самому себе, есть большой соблазн обмануть себя любимого. Человек - существо очень хитрое, и добровольно причинять себе боль не согласен, стало быть, будет защищать свою психику любыми доступными средствами, в основном подсознательно. Поэтому для того, чтобы ответить себе честно на поставленный вопрос, вам потребуется много мужества.

Но с каждым разом ответ будет появляться все быстрее и четче.

0

35

27.  Общая харастеристика эмоций.
Определение эмоций. Характеристика эмоций, функции эмоций. 

Эмоция - субъективная реакция - психическое переживание, душевное волнение, возникающие у человека или животного вследствие воздействия на них внешних и внутренних раздражителей.
Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Различают положительные и отрицательные эмоции.

эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию о ц е н к и. Способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновении в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей. Эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов, ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Мотивирующей ролью эмоций являются— функция п о б у ж д е н и я. Полное отстранение эмоций от функции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов — так называемые аффекты.

Общее р е г у л и р у ю щ е е влиянием эмоций, заключающееся в сосредоточении этих процессов на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску. В литературе особо выделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т. е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления — торможения, следообразования, подкрепления, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний.

Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Основные особенности эмоциональных переживаний человека.

Состояние индивида, получающее эмоциональное выражение, всегда обусловлено его взаимоотношениями с окружающим. В этих взаимоотношениях индивид в какой - то мере и пассивен, и активен. Выражая отношение человека к окружающему, эмоция делает это специфическим образом; не всякое отношение к окружающему обязательно принимает форму эмоции. То или иное отношение к окружающему может быть выражено и в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в идеологии, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания.

Степень сознательности эмоционального переживания может быть при этом различной, в зависимости от того, в какой мере осознается само отношение, которое в эмоции переживается. Эмоция как переживание всегда носит у человека личностный характер, особо интимно связанный с "я", близкий ему и его захватывающий, и личностное отношение всегда приобретает более или менее эмоциональный характер. Если человек принимает те или иные формы поведения, но сам при этом относится бесстрастно к тому, соблюдаются они или нет, то это означает, что он лишь внешне, формально их принял, что выраженное в них общественное отношение не стало его личным отношением. Становясь личным, общественное отношение переживается эмоционально. Совокупность человеческих чувств - это, по существу, совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.

Обида - чувство обиды возникает у человека, когда он полагает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, неприятность, нанесено оскорбление, совершен обман, неблагодарность и т. д. В основе этого чувства лежит механизм неподтверждения ожиданий относительно поведения другого человека в отношении переживающего обиду.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить свою потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределена.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызванное внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности для субъекта.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении.

Эмоции и человеческие взаимоотношения.

Эмоции – реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

Главная функция эмоций состоит в том, чтобы понимать людей, можно не пользоваться речью судить о состояниях других.

Например: люди, принадлежащие к разным культурам. Способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния. Как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоционально-выраженные движения человека, жесты. Пантомимика выполняет функцию сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выраженных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.

Аффект возникает в критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации.

0

36

у кого-нибудь есть инфа про теорию деятельности Б.Г. Ананьева?...что-то я затерялась в интернете и ничего адекватного не нахожу((((

0

37

Все что есть..не знаю правильно или нет:

16. Психологическая теория деятельности Б.Г. Ананьева.

Деятельностный подход в понимании Бориса. Герасимовича. Ананьева (1907-1972). С позиции личностно-деятельностного подхода в исследованиях отечественных ученых (Ананьева тоже) личность - субъект деятельности, которая, развиваясь в деятельности, определяет ее содержание и характер протекания. Ананьев: личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Личность - субъект общественного поведения и коммуникации. Визитной карточкой школы Б.Г.Ананьева стал комплексный подход к исследованию человека, подход, при котором бытие человека как индивида, индивидуальности, субъекта и личности стало предметом научного исследования. Многообразие связей, открывающихся при таком подходе, позволило существенно расширить проблематику традиционных психологических исследований. Комплексный подход потребовал использования дополнительных методов, в том числе и методов других наук.

0

38

Всё, не возможно больше, кипю

А можно как в анекдоте, может прокатит?...

старый студенческий анекдот
Студент, собираясь на экзамен по биологии, успел выучить только один билет, в котором рассказывалось про блоху. Больше, увы, он ничего не знал. Как назло, ему достался вопрос о коровах. Студент, преданно глядя на преподавателя, начал: «Корова – это просто потрясающее животное! Она дает молоко. А еще сыр, масло и шкуру. Корова имеет рога, тело ее покрыто шерстью. А в шерсти живут блохи. Блоха же, это такое животное…» – далее все следовало про блоху, во всех подробностях. Преподаватель, удивившись подобному ответу, задал дополнительный вопрос. О собаках. «О, собаки! – обрадовался студент. – Собаки – это животные, друзья человека. Они охраняют дома, стада, квартиры и отдельных личностей. Собаки покрыты шерстью. А в шерсти живут блохи. Блоха же, это такое животное…». Подобная ситуация повторилась еще с несколькими вопросами. В конце концов преподаватель не выдержал. «Ну а теперь расскажите о рыбах!», – заявил он, считая, что поймал студента. Тот же обрадовался еще больше. «Рыбы – это животные, живущие в водной среде, – счастливо улыбаясь сообщил студент. – Они покрыты чешуей. А вот если бы они были покрыты шерстью, то в шерсти жили бы блохи. Блоха же, это такое животное…».

+1


Вы здесь » Форум настоящих друзей-это победа разума над тщеславием » Факультет психологов » билеты и ответы к экзамену по общей психологии


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно