Форум настоящих друзей-это победа разума над тщеславием

Объявление

Внимание Уважаемые пользователи Наш форум переехал на новое место жительства Пароли у всех сменились потому просто запросите новый пароль на на Новом форуме Сам форум http://www.beatrisa.ru/ Восстановление пароля http://www.beatrisa.ru/index.php?act=Reg&CODE=10 Если пароль проходить не будет обращайтесь в ЛС к администратору Волку

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум настоящих друзей-это победа разума над тщеславием » Факультет психологов » билеты и ответы к экзамену по общей психологии


билеты и ответы к экзамену по общей психологии

Сообщений 21 страница 30 из 38

21

цветик-семицветик написал(а):

2. Психология и ее основные задачи

1. Общие представления о психике. Предмет и объект психологии.

2. Задачи и место психологии в системе наук.  Отрасли психологии.

1.                  Общие представления о психике. Одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика.  Она присуща не только человеку, но имеется и у животных. ПСИХИКА – это субъективное отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психическое отражение не является зеркальным, механическим, пассивным  копированием  мира (как зеркало или фотоаппарат).  Оно всегда сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение мира связано с какой-то необходимостью, с потребностями.  Это субъективное избирательное отражение  объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности. Психика – это субъективный образ объективного мира.

     Психика не дается человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми у ребенка (феномен Маугли) ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появится. Специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), его психика складываются только в процессе усвоения человеком культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает, по меньшей мере, три составляющие: внешний мир, отражение - полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры.

    Основными функциями психики являются: отражение и регуляция поведения и деятельности.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: 1) оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность подтверждается практикой; 2) сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; 3) психическое отражение углубляется и совершенствуется; 4) обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; 5) преломляется через индивидуальность человека; 6) носит опережающий характер.

Предмет и объект психологии.  Предметом изучения психологии  является психика человека, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

    Человек не просто познает мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творит его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки мы обращаемся к такому понятию, как личность.

    В свою очередь психические процессы, состояния  и свойства человека, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований.

    Итак, психика проявляется у человека в следующих блоках психических явлений:

Первый блок  - психические процессы - это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который  порождает те или  иные результаты (понятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.) Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.

    Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные — активные и пассивные переживания, волевые — решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

    Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

    Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней и даже недель) и более сложны по структуре и образованию. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

К ним относятся, например, состояние бодрости, подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, растерянности, хорошего или плохого настроения.

    Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т. д.), а также творческое состояние - вдохновение.

    Третий блок - это психические свойства личности - высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темперамент, характер, способности, направленность.

    Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно является результатом отражательной и практической деятельности.

    Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.  Можно выделить такие свойства интеллектуальной деятельности человека: наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1)  жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2)  темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности — характеризующую динамическую сторону поведения);

3)  способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

4)  характер как систему отношений и способов поведения.

    Психические процессы, состояния, свойства, а также различные аспекты поведения человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое  и взаимодополняют друг  друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может  стать склонностью, привычкой или даже,  чертой характера. Состояние бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

    Изучая психику и поведение человека, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, в особенностях устройства и функционирования организма, с другой - в его индивидуальном опыте, с третьей - в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности в которых он непосредственно участвует. 

    Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях  - больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее определение психологии как науки: психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

2. Задачи и место психологии в системе наук.  Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью центральной нервной системы рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим,  углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии, которая помогает понять,  каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

    Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

Отрасли психологии.  В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется несколько отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. В настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляется новое направление),  поэтому правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходит, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.

    Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные или базовые отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретно деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином "общая психология".

    Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

    Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизм, единство сознания и деятельности, развития.

    Эти принципы являются основными в классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип  единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.

    Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная и специальная психология.

    Если  в основу классификации положить отношение человека к обществу - принцип детерминизма - можно выделить  социальную психологию и психологию личности.

    Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

    К специальным отраслям  психологии относят социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания".

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия  развития.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

    Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).

а так же

Задачи и место психологии в системе наук
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
научиться управлять ими;
использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

http://psylib.org.ua/books/stolsam/txt01.htm

0

22

цветик-семицветик написал(а):

3. Отличие научных психологических знаний от житейских.

ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНАЯ — основателем ее принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию.

. В целом Вундт придерживался ассоцианизма, и задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Его интересовала структура сознания, и потому это направление получило название структурализма, а теория Вундта — теорией элементов сознания. Основной метод изучения оставался интроспективным, а эксперимент играл вспомогательную роль.

. Но при всей глубине и оригинальности идей Вундт не оставил большой научной школы. Другой крупный психолог того времени, вклад коего уникален, был У. Джемс, создатель теории потока сознания. Хотя он не был экспериментатором, но на основе данных самонаблюдения самого себя и других людей, на клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию.

. Согласно Джемсу, кроме вопросов о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, крайне важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему служит (это направление называется функционализмом). Основное заключается в том, что душа позволяет приспособиться к миру. Душевная жизнь представляется как непрерывный поток ощущений, поток опыта, из коих сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир. Главное — не то, каков мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем, а это зависит от того, как человек видит мир — каким он его себе выстраивает во внутреннем плане (такая позиция называется феноменализмом). Итак, главная задача души — «приспособить» человека к миру путем выстраивания из ощущений такого мира, что удобен для субъекта, пусть этот мир и не соответствует объективному.

. Отсюда следует уникальность и неповторимость субъективных миров — особенно в отношении Я и самосознания. Однако и Джемс не оставил большой научной школы. Все же конец XIX и начало XX в. знаменательны появлением теорий, «переворачивающих» психологию.

. Это были очень разные направления; два из них, психоанализ и бихевиоризм, являют собой даже своеобразные научные революции.

. В сущности, в это время возникло много разных «психологии» со своими принципами и языком; сперва они с трудом взаимодействовали и даже противостояли, ныне же часто стремятся если не к объединению, то к заимствованиям методов, понятий и пр. Этот период часто называется периодом открытого кризиса психологии; в это время происходит трансформация предмета психологии и зарождается современная психология, и теоретическая и практическая. По мнению составителя, ныне наблюдается подобный же период открытого кризиса психологии, знаменующий этап перехода от психологии научной к «психологии посленаучной»: этот период так же, как и прежний период кризиса, характерен появлением если не разных «психологии», то разных психологических течений и школ, и значительно различающихся, и сходных одновременно. Весьма существенная и особенная его черта — это возрастание интереса к древним психологическим, в частности эзотерическим учениям, — во многом выходящим за рамки традиционно-научных областей, методов, подходов и мировоззрений, из-за чего это и можно метафорически (пока?) назвать «психологией посленаучной». Психология научная находит такие обобщающие понятия, кои не только экономизуют описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности ее индивидуальные особенности. Особенности и отличия научных психологических знаний таковы: 1) они часто совпадают с житейскими по внешней форме, хотя внутреннее содержание обычно различается — хотя бы большей четкостью и однозначностью; 2) если житейские психологические знания чисто конкретны и интуитивны, то научные психологические знания рациональны и вполне (в идеале!) осознаны; 3) это отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности этой передачи, ибо возможности передачи житейских психологических знаний весьма ограничены, а накопление и передача научных знаний становятся возможными благодаря их кристаллизации в понятиях и законах; 4) различаются и методы получения знаний: в житейской психологии приходится ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной дополнительно к этому применяется метод экспериментальный; 5) еще одно отличие — и преимущество — в том, что психология научная располагает обширным и разнообразным, подчас уникальным фактическим материалом, во всем объеме недоступном носителям житейской психологии; этот материал накапливается, в частности, и в специальных отраслях психологии. Нигде невозможно прочитать, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как от общих принципов переходить к реальным проблемам.

. Но эти способности можно развить в себе. Лишь постоянное внимание к этим переходам и упражнение в них может сформировать чувство жизненности при занятиях наукой; и для этого совершенно необходимо знакомство также с житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими.

. В конечном счете научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом.

0

23

цветик-семицветик написал(а):

4. История становления современной психологии и ее место в системе других наук.

История развития психологии
1. Возникновение психологических знаний.

2. Основные школы и направления в психологии.

1. Возникновение психологических знаний.    Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Выделяют  следующие этапы ее развития:

I  этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II  этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III  этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV  этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

    Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Первые представления о душе были выработаны человеком в глубокой древности. Наши далекие предки считали, что душа присутствует  повсюду, как в живой, так и в неживой природе. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название анимизм (от латинского «anuma» - дух, душа). В его основе лежало твердое убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. С помощью такого, безусловно, наивного с позиции нашего времени, представления древним все же удалось логично объяснить многие психологические явления, включая довольно сложные, такие как смерть и сон. Считалось,  что, когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении. Так возникло представление о теле и душе, материи и психике как самостоятельных началах.

    Мыслителями древности были сделаны и первые попытки найти ответы на следующие вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом? Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждал, что душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Согласно его учению, душа - движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души мы находим у другого древнегреческого философа Платона (428-348 гг. до н.э.). Он утверждал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Они образуют свой мир, которому противостоит мир материи. Между ними как посредник находится мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа, которая бессмертна, видела и знала. Первый психологический труд о душе был создан Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Таким образом, работами древнегреческих философов завершается первый этап становления психологии как науки о душе. 

    К началу XVII века, когда значительное развитие получила механика, а также некоторые отрасли математических и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. В отличие от изучения психических явлений, основанных на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое понимание получило название интроспекции («заглядывания внутрь»).

    Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью таких ученых как: Р. Декарт (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие извне. Напротив, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, и выдвинул принцип атомистического анализа сознания. Согласно этому принципу, психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

    В XVII веке английские ученые Т. Гобс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. Сторонники этого учения, утверждали, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинаций (ассоциаций) более простых мыслительных или поведенческих элементов.

    В начале XIX века в ассоцианизме  утвердилось воззрение, согласно которому психика, которая отождествлялась с сознанием, построена из элементов – ощущений. Эти элементы первичны, а сложные психические образования вторичны (представления, мысли, чувства) и возникают посредством ассоциаций. Условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов, закрепление ассоциаций обусловлено частотой повторения ассоциаций в опыте.

    Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль здесь сыграли исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века и, в первую очередь, эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). В этот период появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и работе различных органов чувств. Тем самым были заложены основы для экспериментальных психофизических исследований. В 1879 году открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вундт); в России (В. Бехтерев), с этого времени психология становиться самостоятельной экспериментальной наукой.

    Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия как душа, сознательное, бессознательное; возникают новые научные концепции. И вместе с тем, этот период часто называют периодом ОТКРЫТОГО КРИЗИСА. Причин, приведших психологию к кризису, было несколько:

отрыв психологии от практики
использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования
невозможность решить ряд психологических проблем
многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально
    Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений, но именно в этот период в психологии начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в дальнейшем развитии психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ и гештальтпсихология. В истории развития психологии начинается третий этап.

2. Основные школы и направления в психологии. БИХЕВИОРИЗМ: основателем этого направления стал американский ученый Д. Уотсон. Он считал, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации (мысль, сознание) не подлежит изучению. По его мнению, все, что происходит внутри человека изучить невозможно, т.к. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обуславливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать реакцию. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул- реакция» являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Э. Торндайка уточняет: связь между S – R усиливается, если есть подкрепление, которое может быть положительным или отрицательным. Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать наказания, боли и пр. Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции для приспособления к среде. То есть личность – это организованная и относительно устойчивая система навыков. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Позднее схема S – R была подвергнута сомнению, в рамках самого бихевиоризма, как слишком упрощенная. Б. Скиннер в своих исследованиях доказал, что любое поведение определяется своими последствиями, и сформулировал принцип оперантного обуславливания. «…поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными – живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем». Из этого следует, что человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода, которой, как ему кажется, он может пользоваться – чистая иллюзия. В 70-е годы XX века бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. Согласно ей, одна из главных причин, сделавших людей такими, какие они есть, связана с их склонностью подражать поведению других людей с учетом, того, насколько благоприятны результаты такого подражания для них. Отсюда вывод – на человека влияют не только внешние условия, но он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ: это направление зародилось в Германии и получило признание в Европе. Гештальтпсихология тоже ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.

    Представителей этого направления (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин и др.) не устраивал атомистический подход к изучению и анализу психических явлений, характерный для ассоциативной (интроспективной) психологии. Гештальтпсихологи предложили другой подход к изучению психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Психические «гештальты» и их компоненты трактовались как свойства индивидуального сознания, которое зависит от предметного мира и деятельности нервной системы по типу изоморфизма (т.е. каждому элементу внешнего мира соответствует элемент нервной системы и соответственно психики). Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения.

    В ряде экспериментов было выведено несколько законов целостности нашего восприятия и изучены факторы, влияющие на формирование целостного образа (фактор близости, фактор замкнутости, фактор хорошей формы, фактор коллективного движения).

    Творческое мышление гештальтпсихологией понималось как переструктурирование гештальта, что и приводит к решению задачи, при репродуктивном мышлении человек движется в рамках имеющегося гештальта.   

ПСИХОАНАЛИЗ: основоположником его стал З. Фрейд (1856-1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит их трех компонентов или уровней: «ОНО», «Я», «Сверх-Я». «ОНО» – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных, сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система и количество энергии у каждого человека постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку.  «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «Сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в пользу «ОНО», но в противовес «Сверх-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.  «Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я» и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность и т.д.). Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека будут болезни, неврозы, истерики. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяется психологическая защита. Вытеснение – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО». Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи приписав ее другому лицу. Рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать желаемое.

    Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

    Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, в понимании человека как биологического сексуального существа, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, которое заставляет подавлять сексуальные влечения. Его последователи - «неофрейдисты», отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, пошли по пути ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека,  наполнив бессознательное новым содержанием. Место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности; коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве.   

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. Психологи этого направления утверждают, что человек - не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире. Напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Одним их основоположников направления был швейцарский психолог Жан Пиаже. Он исследовал проблему познания человеком реального мира, изучал закономерности развития мышления у детей и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что человек знает и тем, что он стремиться понять. Представители этого направления внесли большой вклад в изучение процесса мышления человека.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ как направление в западной психологии возникло в 50-е годы XX века в США и противопоставило себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму. Основателем гуманистической психологии считается А. Маслоу. Главные отличия нового направления можно сформулировать следующим образом:

·                    гуманистическая психология не глубинная, а вершинная психология. Она исследует свободное творчество, реализацию потенций человека

·                    в гуманистической психологии общество рассматривается не как враждебное человеку, а как необходимый фактор развития личности

·                    задачи гуманистической психологии изучение развитой, цельной личности

    Гуманистическая психология ввела понятие «самоактуализации» - достижение человеком наивысшего уровня развития, которое возможно только на высшем уровне потребностей. А. Маслоу создал иерархическую модель потребностей в соответствие с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять индивида только тогда, когда удовлетворены его потребности более низких уровней:

витальные потребности (в пище, одежде т.д.)
потребности в безопасности
потребности в любви и привязанности
потребность в признании и оценке
потребность в самоактуализации
    Все эти потребности присущи человеку с рождения, но у каждого индивида они разворачиваются по разному, и не все достигают высшего уровня. Представители этого направления поставили под сомнение положение Фрейда об «адаптации», как необходимом условии существовании человека в обществе. Они утверждали, что «адаптация» смерть личности. Цель личностного развития – самоактуализация, а «адаптация» разрушает творческие способности человека. Стремясь найти выход из этого положения, представители гуманистической психологии предложили так называемую «двойную мораль»: человек должен отождествиться с обществом, в котором он живет, принять и выполнять все нормы и правила, но внутренне оставаться на позиции автономии и принимать какие-либо решения в соответствии с конкретными условиями. 

    Гуманистическая психология привлекает своей направленностью на конкретную личность, с ее реальными проблемами, подчеркивая ее уникальность. Положительным моментом является также единство теории и практики, при которой психотерапия выполняет роль базиса для теории.

0

24

цветик-семицветик написал(а):

5. Метода психологии.

http://www.erudition.ru/referat/printre … 331_1.html
и еще
1.     Методы психологических исследований.

2.     Принципы и общая организация психологического исследования. Этические аспекты психологического исследования.

1. Методы психологических исследований.     Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. "Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки" (С.Л. Рубинштейн). Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых явлений.

    Психологические явления настолько сложны и своеобразны, настолько трудноступны для изучения, что на протяжении всей истории  этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, истории и  ряда других наук.

    Методы  психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

объективность. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.
валидность и надежность. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
    В психологии исследователи выделяют 4 группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа –  организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных  наук,  при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим и социальным развитием личности.

II группа – эмпирические методы,  включающие: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа - интерпретационные методы, включающие генетический  ( анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между  характеристиками личности) методы.
    Среди методов исследования психических процессов и поведения людей выделяют: наблюдение,  эксперимент, опрос, беседа, интервью, анкетирование, тесты, метод продуктов деятельности и др.

    НАБЛЮДЕНИЕ –  целенаправленное, обусловленное определенными задачами восприятие психических явлений. Метод  наблюдения – самый важный метод в работе психолога, обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерно не простая фиксация факта, а переход от описания к объяснению. Научное наблюдение предполагает вполне определенную цель, задачу и условия наблюдения. Существует два вида наблюдения: наблюдение  и самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

    Прямое наблюдение используется,  когда изучается реакция человека на раздражитель, или поведение человека в группе. Косвенное наблюдение  применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, неподдающиеся прямому наблюдению. Например, установить степень усталости или напряженности при выполнении человеком определенной работы. Исследователь может воспользоваться  методами регистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, кожно-гальванические реакции и т.п.), которые не вскрывают особенности протекания психической деятельности, но могут отражать общие физиологические условия, характеризующие протекание изучаемых процессов.

    В исследовательской практике объективные наблюдения различаются по ряду признаков.

    ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТА – непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии, и опосредованное, когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами  косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет, биографий, аудио – или  видеозаписей.

    ПО УСЛОВИЯМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  наблюдения  - полевое, которое идет в условиях повседневной жизни, учебы и работы и лабораторное, когда субъект или группа наблюдается в искусственных, специально созданных условиях.

    ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ – различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

    ПО ЦЕЛЯМ различают наблюдение целенаправленное, систематическое, приближающееся по своим условиям к эксперименту, однако отличающееся тем, что наблюдаемый субъект не ограничивается в свободе своих проявлений, и случайное, поисковое, не подчиняющееся никаким правилам и не имеющее четко поставленной цели.

    Достоинством метода наблюдения является: 1) возможность непосредственного контакта и взаимодействия наблюдателя и субъекта наблюдения, 2) доступность, возможность применения в самых различных исследуемых ситуациях.

    Недостатками субъективность (наблюдение проводится исследователем, носителем определенных личностных характеристик и потому субъективный фактор всегда присутствует в его наблюдении); невозможность повторения ситуации для наблюдения исследуемого явления; большая вероятность ошибок.

    Ошибки наблюдения. В психологии больше, чем в других дисциплинах, наблюдатель рискует из-за своих ошибок (например, ограничений восприятия)  не заметить некоторые важные факты, не принять во внимание полезные данные, исказить факты, вследствие своих предвзятых представлений и т.д.  Поэтому необходимо принимать во внимание «подводные камни», связанные с методом наблюдения. Существует «эффект ореола», который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится  или не нравится ему наблюдаемый, его действие или поведение.

    Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднить оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности.

    Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию, или о том, что любезный человек одновременно добродушен, эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.

    Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать у наблюдаемых черты, противоположные собственным. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется  мнением наблюдателя о нем и т.д.

    Специфика ЭКСПЕРИМЕНТА как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация в которой изучаемое свойство  выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям  психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в психологических исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

    Различают два вида эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается  в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

    Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

    ТЕСТЫ являются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический  диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых,  судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства. Тесты широко используют в практике для педагогической диагностики, профотбора и для решения других задач.

    Требования, предъявляемые к тестам:

валидность – установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом измерения. Валидность относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества;
надежность – устойчивость (стабильность) результатов при повторных тестированиях;
стандартизация – многократная проверка теста на большом количестве испытуемых, которая позволяет определить, в какой мере испытуемый соответствует определенному стандарту, а также сравнить полученные данные в разное время;
одинаковые возможности для всех испытуемых;
норма и интерпретация теста определяются системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.
В современной психологии существуют сотни разнообразных тестов, пользование которыми требует хорошей теоретической подготовки.

ОПРОС представляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос  бывает устным и письменным. Устный опрос  (беседа) применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.  Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят  и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Беседа используется как дополнительный метод в структуре эксперимента и на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом.

Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета.  Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание  вопросов и, исходя из этого,  изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно  гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.  Любые формы опроса не лишены недостатков.

    АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ имеет больше значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности (анализируются дневниковые записи, и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности). Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

    К разновидностям «архивного метода» относится также контент - анализ. Контент - анализ представляет собой метод выявления специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов и другой информации. Контент – анализ один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов, который дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Особенно часто он используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Стандартными единицами при анализе текста в контент - анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение, законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор, 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

   МОДЕЛИРОВАНИЕ как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление  и делают выводы о его природе.

    Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

    Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера – Вебера, Вебера – Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это – попытка построения перцепторов – машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

    Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей, математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения, за последние несколько десятков лет, открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения. Так оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ.

    Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

    ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ это приемы и средства применения диагностических процедур с целью определения  значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз для определения уровня развития и состояния личности или индивидуальной психокоррекционной работы с обследуемым. Из применяемых в практике диагностических процедур  для исследования личности  являются: 1)личностные опросники, 2) тесты интеллекта, 3) проективные методы, 4) репертуарные методы, 5) тесты достижений.

    Личностные опросники создаются на каком-либо теоретическом положении о личности и ее проявлениях. Исходя из этих положений, строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков (неуравновешенность, асоциальность и др.), формируется набор вопросов о поведении или предпочтениях обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности указанных признаков (тесты ММРI, 16 РF Кеттела).

    Тесты интеллекта представляют собой совокупность заданий, выполнение которых не требуют специальных знаний, умений, навыков и позволяют оценить общий уровень интеллекта. Подобные задания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно – инвариантны, т.е. независимы от культуры, к которой принадлежит обследуемый. Наиболее часто используемые тесты подобного типа: структуры интеллекта Р. Амтхауэра, шкалы измерения интеллекта В. Векслера, прогрессивные матрицы Ровена, школьный тест умственного развития (ШТУР).

     Проективные методы основываются на принципе психологической проекции, согласно которому обследуемый проецирует, т.е. отражает (или выражает) на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проецирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла (тест Г. Роршаха, ТАТ- тематический апперцептивный тест, тест цветовых выборов М. Люшера,  тест на фрустрацию  С. Розенцвейга).

    Репертуарные методы возникли сравнительно недавно, они оптимальны для диагностики признаков, независимых от диагноза, при попытки фальсифицировать ответы, в случае размытого диагноза. Эти методы более стандартизированы по сравнению с проективными, но позволяют определить часть того, что выявляется проективными методами.

    Тесты достижений позволяют оценить уровень или степень овладения каким- либо видом деятельности. В их основе лежат разные представления и модели интеллекта и деятельности.

2. Принципы и общая организация психологического исследования.  Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное – как он работал, каков характер ошибок и т.д. Поэтому, при организации психологических исследований необходимо соблюдать их основополагающие принципы;

1.                  Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и  многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование – это также составление логической  и хронологической схемы исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования.

2.                  Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере, эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т.е. обеспечить определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3.                  Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4.                  Подбор испытуемых  должен обеспечить их качественную однородность.

5.                  Исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.

6.                  Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.

7.                  Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8.                  Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

    Каждый исследователь, занимаясь разработкой  и исследованием какой – либо психологической проблемы должен следовать  этическим принципам, которые включают в себя:

1)                  Персональную ответственность исследователя за составление точной оценки интерпретации полученных результатов.

2)                  Исследователь обязан информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также ответить на все вопросы о других подробностях исследования. За  испытуемым остается право прервать свое участие в процессе исследования в любое время.

3)                  Принцип честности и открытости – важные черты отношений между исследователем испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.

4)                  Не подвергать испытуемых опасности, физическому и душевному дискомфорту. Если риск таких последствий существует, испытуемый должен быть предупрежден.

5)                  После завершения исследования, участники должны получить полные разъяснения  сути эксперимента.

6)                  Информация, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной.

0

25

цветик-семицветик написал(а):

6.  Основные отрасли психологии.

Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

0

26

цветик-семицветик написал(а):

7.  Структура психики человека.

Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведени

0

27

цветик-семицветик написал(а):

8. Развитие высших психических функций у человека.

Развитие высших психических функций у человека. Дальнейшее развитие психики уже на уровне человека идет за счет памяти, речи, мышления и сознания, благодаря постоянно усложняющейся деятельности, совершенствованию орудий труда и широкому использованию знаковых систем. Наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые даны  человеку от природы, возникают и высшие.

Качественно новым этапом развития психики является возникновение сознания.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.

Высшие психические функции

   Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

0

28

Танюш спасибо тебе огромное!! мы без тебя точно бы пропали...

0

29

SoVa написал(а):

Танюш спасибо тебе огромное!! мы без тебя точно бы пропали...

:blush:

0

30

33.  Понятие   о   воле.   Структура   волевой   регуляции   деятельности.   Классификация волевых действий.

Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.
   Особая форма активности возникла в трудовом действии.
   Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей).

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше груп­па свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

По мнению В.А. И Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным ме­ханизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

+1


Вы здесь » Форум настоящих друзей-это победа разума над тщеславием » Факультет психологов » билеты и ответы к экзамену по общей психологии


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно